11

Декабря

1613 — В Самару приехало посольство Хивы во главе с хано...

1917 — 6-11 декабря в Самаре состоялся Первый губернский ...

1959 — Куйбышевский драмтеатр выступил на сцене Кремле...

1970 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в горо...

Ещё события 11 Декабря

Петр Львович Монастырский
 

Автор:

Текст предоставлен Управлением государственной архивной службы Самарской области

Родился Петр Львович 17 июля 1915 года в городе Одессе. Там же окончил школу и поступил учиться в фабрично-заводское училище. Первая запись в трудовой книжке (тогда она еще называлась трудовой список): «Одесский трамвай», слесарь. Но не зря будущий мэтр театральной режиссуры родился в Одессе: будучи рабочим, Петр Монастырский пробует себя в театре-студии при местном театре юного зрителя. А уже в 19 лет (в 1934 году) он – актер Одесского театра рабочей молодежи, или как тогда говорили и писали, актер ТРАМа.

Самодеятельные, или профессионального типа, театры рабочей молодежи были широко распространены в СССР со второй половины 1920-х годов. В начале 1930-х ТРАМы в большинстве своем были преобразованы в профессиональные театры. Но игра на сцене без специального образования не устраивала начинающего актера Монастырского. Увлеченность театром, преданность сцене уже в таком юном возрасте привели Петра Монастырского в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Однако учиться пришлось Монастырскому не на актерском, а на режиссерском факультете. Пройдя школу известных педагогов сценического искусства  В.Г.Сосновского и Б.Е. Захавы,  в 1940 году  он закончил институт.

 Петр Монастырский 15 лет работал режиссером и главным режиссером в театрах Воронежа, Ярославля, Ворошиловграда, Красноярска, Новосибирска. Это была не просто пора приобретения профессионального опыта. В годы Великой Отечественной войны лозунг «Все для фронта, все – для Победы» касался и театрального искусства,  и молодой режиссер с актерами работал не менее напряженно, чем рабочие на заводах: постановки классики и современных для того времени пьес приравнивались к оружию, которое должно было поднимать дух народа и приближать час победного окончания священной войны.

С 1955 года Петр Львович почти без перерыва творит в Куйбышевском драматическом театре: до 1959 года режиссером, а в 1959-1965 годах главным режиссером. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1960 года П.Л.Монастырскому присвоено звание «заслуженный деятель искусств РСФСР». Это было первое большое признание творческого мастерства режиссера, первая ступень к вершинам, которые в стране смогли покорить лишь немногие театральные деятели. Монастырский смог, и сделал он это в Куйбышеве-Самаре.

 Но с 1967 по 1988 год он вновь в Куйбышевском драматическом театре – главный режиссер, а с 1988 по 1995 год – художественный руководитель театра. Отметив в 1995 году свой 80-летний юбилей и передав выпестованную им Самарскую драму в руки нового художественного руководителя,  Петр Львович еще два года оставался в театре  режиссером.

На сцене Самарского академического театра драмы Петр Львович Монастырский  поставил около 200 спектаклей. Каков он, режиссер Монастырский? Кроме отношения жителей города, для которых в течение нескольких десятилетий Драмтеатр оставался местом, куда они приходили как в храм высокого искусства, а многие спектакли носили исповедальный характер целых поколений, все же существуют и беспристрастные оценки его творчества. Это – награды. Но заслужить их на театральном поприще не менее сложно, чем летчику-испытателю освоить новый тип самолета.

«В отличие от писателя и живописца, труд режиссера засекречен, спрятан от непосредственного восприятия... Режиссеру на сцене принадлежит все, но каков его собственный, личный вклад в спектакль, что сделано именно его фантазией, его умом, его творческим даром сразу не воспринимается. И в этой недвижимости режиссерской работы и скрывается трудность ее оценки», – так писал о Петре Львовиче Монастырском театральный критик Л.А.Финк.

 

«В отличие от писателя и живописца, труд режиссера засекречен, спрятан от непосредственного восприятия... Режиссеру на сцене принадлежит все, но каков его собственный, личный вклад в спектакль, что сделано именно его фантазией, его умом, его творческим даром сразу не воспринимается. И в этой недвижимости режиссерской работы и скрывается трудность ее оценки», – так писал о Петре Львовиче Монастырском театральный критик Л.А.Финк.

Режиссер Монастырский привнес на Куйбышевскую сцену реформаторский взгляд на театр, традиции Евгения Вахтангова и Бориса Захавы, утверждавших свое право жить, и притом самостоятельно, на сцене.

В 1969 году в Куйбышеве проходит заключительный тур Всероссийского фестиваля драматургии народов СССР. Свои спектакли показали 8 театров. Куйбышевский драматический получил II премию за спектакль «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова. А режиссер театра  П.Л.Монастырский  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1970 года удостоен звания «Народный артист РСФСР».

 Февраль 1973 года: в театре премьера спектакля «Гамлет», в главной роли – любимец публики, молодой актер Юрий Демич. Режиссер-постановщик – Петр Монастырский. Спектакль получил признание не только публики, но и корифея отечественной режиссуры того времени Георгия Товстоногова, который пригласил Демича в знаменитый Большой драматический театр в Ленинграде. Это «похищение» актера тоже можно считать признанием таланта Монастырского. Таланта педагогического, поскольку поиску способной молодежи, пестованию ее не в тепличных условиях, а прямо на сцене, в реальных постановках Петр Львович уделял внимания не меньше, чем кропотливой, вдумчивой работе над постановками.

Март 1973 года. Драмтеатр удостоен диплома Министерства культуры РСФСР за участие во II Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства.

  К 30-летию Победы советского народа над фашистской Германией  в Великой Отечественной войне в Куйбышевском драмтеатре режиссер  П.Л.Монастырский ставит спектакль «Золотая карета» по пьесе Леонида Леонова. За этот спектакль режиссер и группа ведущих актеров театра – В.А.Ершова, Н.А.Михеев, Н.Н.Кузьмин, В.В.Борисов – удостоены в 1976 году Государственной премии РСФСР.

  А 6 января 1977 года Куйбышевский драматический театр за заслуги в развитии искусства удостоен почетного звания «академический». И, конечно же, этого звания театр смог добиться во многом благодаря творческой мощи своего лидера – Петра Львовича Монастырского.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 апреля 1980 года главному режиссеру Куйбышевского драматического театра П.Л.Монастырскому за большие заслуги в развитии советского театрального искусства присвоено звание «Народный артист СССР».

Трудно сказать когда, но, будучи беспредельно загруженным своими разноплановыми обязанностями в театре, Петр Львович изучал отечественную литературу с дотошностью литературоведа и критика. Глубина его знаний и творческого поиска привели к тому, что Куйбышевский (Самарский) драматический театр подарил зрителям целую «золотую коллекцию» из сценических интерпретаций произведений Максима Горького, имя которого театр носит с 29 сентября 1936 года. Это такие спектакли, как «Последние», «Дело Артамоновых», «Мать», «Фома Гордеев», «Варвары», «Дачники».

 Не обходил своим вниманием уже маститый режиссер и произведения писателей-современников. И за постановку спектакля «Усвятские шлемоносцы» по повести Евгения Носова П.Л.Монастырский в 1981 году удостоен Золотой медали имени А.Д.Попова.

 Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ главный режиссер Куйбышевского академического театра драмы Петр Львович Монастырский за большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи и в связи с 65-летием ВЛКСМ  награжден  в 1983 году.

 В 1986 году за новаторские достижения в постановке русских классических произведений Петру Львовичу Монастырскому присуждена Государственная премия СССР.

Режиссер Монастырский работал не только на театральной сцене нашего города: он неоднократно ставил спектакли в районах области, а  также в театрах Польши и Болгарии.  B Польше Петр Львович поставил 3 спектакля, а в Познаньском университете не раз проводил встречи с молодежью, которые проходили в форме дискуссий по вопросам русского  и советского искусства. За подвижническую деятельность в деле культурного просвещения молодежи советский режиссер П.Л.Монастырский награжден польским орденом «Гриф Поморский», а также ему присвоено звание почетного гражданина города Познани.

 П.Л. Монастырский потрясающий организатор театрального дела. В настоящее время в его родном ГИТИСе есть факультет театрального менеджмента. Во времена деятельности Монастырского такого понятия, как менеджмент, вовсе не существовало в нашей стране. Но человек с талантом организатора, с редким даром в области социального прогнозирования был не просто востребован он был незаменим. А как же иначе, если в течение более чем 30 лет Самарский театр драмы удерживал лидерство среди всех театров России по зрительскому посещению!

Коммунист с 1944 года, Петр Львович Монастырский вел и немалую общественную работу. В 1973 году он был впервые избран, а затем неоднократно переизбирался депутатом Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся. Петр Львович удостоен ордена Трудового Красного Знамени, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 2007 году Петр Львович Монастырский ставит два спектакля в театре «Колесо» в г. Тольятти. И после прошедших с аншлагом премьер его приглашают на должность главного режиссера этого театра. Монастырскому исполнилось 92 года

 

Решением Самарской городской думы от 25 мая 1995 года художественному руководителю Театра драмы Петру Львовичу Монастырскому присвоено звание  «Почетный гражданин города Самары».

Постановлением губернатора от 25 мая 2005 года Петру Львовичу Монастырскому присвоено звание «Почетный гражданин Самарской области», знак №008. Но и это не последняя строка в биографии мэтра русской сцены.

В 2007 году Петр Львович Монастырский ставит два спектакля в театре «Колесо» в г. Тольятти. И после прошедших с аншлагом премьер его приглашают на должность главного режиссера этого театра. Монастырскому  исполнилось  92 года.

ГАСО.  Ф. Р-2558.  Оп. 16.  Д. 2112.  Л. 41;  Оп. 18.  Д. 1637.  Л.95;

 Ф. Р-2815.  Оп. 1.  Д. 50.  Л. 1;  Д. 53.  Л. 1;  Д. 54.  Л. 1;  Д. 57. Л. 1;

 Д. 59.  Л. 1;   Д. 60.  Л. 1;  Д. 66.  Л. 1;  Д. 93.  Л. 1-9;  Д. 95.  Л. 1;

 Ф. Р-4758.  Оп. 1.  Д. 13.  Л. 100, 130;  Д. 14.  Л. 95-98.

СОГАСПИ.   Ф. 656.  Оп.  199.  Д. 253;

 Ф. 714.  Оп. 94.  Д. 222;

 Ф. 1683.  Оп. 52.  Д. 11.  Л. 40.

Отдел наград аппарата Правительства Самарской области:   картотека

Финк Л.А. При свете рампы: Очерки и творческие портреты.

Куйбышев, 1980.

Хмельницкий Ю. Самарская драма // Клуб.  1988.  1 июня.   С. 3-5.

 

Автор:

Текст предоставлен Управлением государственной архивной службы Самарской области

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: