20

Июля

1929 — 20 июля родилась Маргарита Павловна Лимарова (1929-19...

1945 — Начались разведочные буровые работы по поиску ме...

1949 — Образован Военный комиссариат города Жигулевска...

1966 — Было принято решение Совета Министров СССР о стр...

Ещё события 20 Июля





Виктор Литвинов - легенда завода №1
 
14.10.2016

В прошлом году исполнилось 105 лет со дня рождения бывшего директора завода №1, дважды Героя Социалистического Труда В.Я. Литвинова. Он возглавлял предприятие, которое впервые в мире поставило на поток производство ракет-носителей «Восток» и «Союз». Его имя в ряду выдающихся людей можно увидеть на мемориальном комплексе «Гордость, честь и слава Самарской области».

Автор: Андрей БОРСУКОВ

В Самаре есть немало памятных мест, связанных с именем легендарного директора: дворец культуры на площади Кирова, штурмовик Ил-2 на Московском шоссе, мемориальная доска на улице Фрунзе.

 

Становление авиационного инженера

Виктор Яковлевич Литвинов родился 30 апреля 1910 года в Таганроге. Кроме него в семье было еще двое детей — сестра Наталья и брат Николай. Отец Виктора работал машинистом и считался на улице Ростовской, где проживали Литвиновы, героической личностью, так как участвовал в Русско-японской войне и был награжден медалью «За героическую оборону Порт-Артура». В семье Литвиновых очень хотели, чтобы дети получили образование. Поэтому даже в послереволюционные годы, несмотря на трудности, Виктор сумел закончить неполную среднюю школу и поступить на механическое отделение Таганрогского индустриального техникума. Во время учебы Виктору постоянно приходилось работать по вечерам и на каникулах, ведь семья жила на заработок отца. А комитет комсомола поручил Литвинову рассказывать жителям Таганрога об успехах Воздушного флота СССР.

Закончив техникум в 1930 году, молодой специалист начал трудиться на Таганрогском авиационном заводе, но вскоре по предписанию Всесоюзного Авиационного Общества был мобилизован для работы на старейшем в стране московском авиазаводе № 1 имени Авиахима.

«Проработав на заводе два года, молодой специалист решил продолжить образование и поступил на вечернее отделение Московского авиационного института, — пишет журнал «Двигатель». — В феврале 1937 года В.Я. Литвинов с отличием окончил вечерний факультет МАИ по специальности «производство самолетов».

Талантливому инженеру предложили остаться в аспирантуре, однако он вернулся на завод и уже через год стал заместителем главного инженера. На заводе В.Я. Литвинов учился у таких выдающихся организаторов авиационного производства, как П.А. Воронин и П.В. Дементьев. В январе 1941 года тридцатилетний уроженец Таганрога стал главным инженером авиазавода № 1. Месяцем раньше директором завода назначили А.Т. Третьякова. Вскоре предприятию было поручено освоить производство истребителя МиГ-3. Но в самый разгар подготовки производства МиГов началась война.

Когда немецкие войска приблизились к Москве, завод № 1 стал одним из основных объектов бомбардировок. После этого Геббельс на весь мир заявил: «Важнейшего для России авиазавода больше не существует. Доблестные асы фюрера смешали его с землей». Но завод продолжал работать, не останавливаясь даже во время налетов, ежедневно отправляя на фронт самолеты. Однако когда фашисты начали масштабное наступление на советскую столицу, было решено экстренно эвакуировать предприятие в Куйбышев.

Куйбышевская эвакуация

Ветераны считают эвакуацию завода, организованную тогда еще главным инженером В.Я. Литвиновым, одним из его главных достижений.

 

Как пишут самарские историки, ответственность за перебазирование завода на Среднюю Волгу легла в первую очередь на главного инженера. 28 октября был подписан приказ о начале работы завода № 1 на новом месте. Ветераны считают эвакуацию завода, организованную тогда еще главным инженером В.Я. Литвиновым, одним из его главных достижений.

Благодаря тому, что еще в августе 1940 года под Куйбышевом началось строительство корпусов будущего промышленного узла, оборудование, доставленное на Безымянку, размещалось не в чистом поле, а в уже практически готовых производственных корпусах. Поэтому коллектив завода № 1 за два месяца смог наладить выпуск самолетов. Первый из них выкатили из цеха в декабре 1941 года.

А главный инженер приступил к внедрению новых технологий, благодаря которым предприятие всего через сутки смогло выпустить три самолета Ил-2, и после этого каждый день наращивало их производство на 1-2 единицы. Ведь лично председатель ГКО И.В. Сталин требовал увеличить количество собираемых Илов. В 1942 году силами заводчан была подготовлена документация для перехода на производство двухместных Ил-2. К 1943 году завод ввел в эксплуатацию 26 конвейерных поточных линий, что позволило сверх плана укомплектовать самолетами девять штурмовых авиаполков.

В июле 1944 года В.Я. Литвинов назначен директором предприятия, а сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов стал Героем Социалистического Труда.

Ровно через год, по личному распоряжению Сталина, всего за 40 дней заводчане построили 10 первых в стране реактивных истребителей МиГ-9, а 1949 году в кратчайшие сроки начали производство сверхзвукового реактивного истребителя МиГ-15. Но после выпуска Ту-16 и трех опытных истребителей Ла-250 на заводе закончилась эпоха самолетостроения.

Космическая эпопея

Новые времена для предприятия, которым руководил Литвинов, наступили в начале 1958 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перепрофилировании завода под серийный выпуск межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Для этого из Москвы в Куйбышев был направлен ответственный представитель Главного конструктора — Д.И. Козлов. Государственное задание было очень жестким: к концу 1958 года завод должен был выпустить два собственных изделия и отправить их на полигон Тюратам.

«Работали не просто круглосуточно и без выходных, а просто переселились в цеха. Особенно в последние 20 дней перед сдачей изделия, — вспоминают коллеги Виктора Яковлевича. — Литвинов и Козлов два раза в сутки проводили оперативки, где выдавались задания с указанием конкретных работ, которые необходимо было выполнить до следующей оперативки. График расписывался даже не по часам, а по минутам».

В итоге две ракеты Р-7 куйбышевского производства отправились на космодром 30 декабря 1958 года. После проверки всех систем первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 года. В 1960 году В.Я. Литвинов второй раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

12 апреля 1961 года стал самым радостным днем для работников завода «Прогресс». «В день первого полета человека в космос генеральный директор был на Байконуре, — пишет «Двигатель». — После успешного запуска он со всей группой улетел в Куйбышев, а потом под Саратов, где сел Гагарин. 14 апреля, когда Юрий Гагарин посетил куйбышевский завод № 1, Виктор Яковлевич провел Гагарина по антресолям сборочного ракетного цеха, где были сделаны первые ступени его «Востока».

Дворцы, квартиры и хоккейный клуб

В.Я. Литвинов руководил заводом № 1 в течение 18 лет и всегда находил время для решения социальных вопросов. В частности, по его инициативе уже вскоре после войны началось расселение заводчан из бараков в новые квартиры, а на месте бывшего пустыря возник городок самолетостроителей. Генеральный директор сумел «выбить» в Москве деньги на строительство фабрики-кухни, профилактория пионерского лагеря, дома отдыха, стадиона в Кировском районе, а затем и заводского стадиона. В 1950 году на предприятие появилась одна из лучших куйбышевских хоккейных команд, созданию которой поспособствовал именно Виктор Яковлевич. Хоккеисты завода № 1 в течение семи лет принимали участие в городских соревнованиях, а с 1957 года уже под названием «Труд» клуб регулярно стал выступать в республиканских и всесоюзных чемпионатах. Впоследствии команда стала называться «Маяк».

Литвинов провел Гагарина по антресолям сборочного ракетного цеха, где были сделаны первые ступени его «Востока».

 

Предприятие также смогло возвести грандиозный Дворец культуры на площади имени С.М. Кирова. С этим объектом оказалась связанной трагикомическая история. В начале 60-х, когда приступили к возведению этого самого Дворца культуры, шла борьба с архитектурными излишествами. А в проекте здание было изображено с десятью величественными колоннами, украшавшими главный вход. Все эти излишества были вычеркнуты как «элементы, существенно повышающие стоимость строительства». Однако Литвинов при активной поддержке Д.И. Козлова дал указание руководителям стройки поставить на свои места все десять колонн. Разумеется, во время сдачи объекта произошел грандиозный скандал. Ситуацию спас министр общего машиностроения СССР С.А. Афанасьев, который дал указание комиссии принять Дворец культуры в том виде, в каком он был построен, но пообещал объявить Литвинову и Козлову строгие выговоры: «Сейчас я подпишу приказ о выговорах, а через год их уже снимут. Зато ваш Дворец культуры навечно останется городу», — сказал Афанасьев.

В марте 1962 года Литвинов стал председателем Куйбышевского совнархоза, затем заместителем председателя Средневолжского совнархоза. В 1965 году его назначили заместителем министра общего машиностроения СССР. Литвинов скончался в Москве 4 июня 1983 года. А 17 мая 1984-го решением Куйбышевского горисполкома улица Электрифицированная в Куйбышеве была переименована в улицу Литвинова.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: