24

Ноября

1939 — При Ставропольской районной больнице открыт туб...

1959 — В Куйбышеве состоялся I Всероссийский съезд фтиз...

1970 — В пос. Безенчук сдан в эксплуатацию учебный корпу...

Ещё события 24 Ноября

Куйбышевская магистраль железнодорожника Бещева
 
14.10.2016

С 1948 по 1977 год Б.П. Бещев занимал пост министра путей сообщения СССР. За это время отрасль сделала заметный шаг вперед. А начинал карьеру Борис Павлович на станции Батраки, что недалеко от Сызрани.

Автор: Андрей БОРСУКОВ

Б.П. Бещев уже через неделю после нападения фашистов на СССР был назначен уполномоченным по Северному, а позднее Ленинградскому фронту.

 

Наш земляк, Герой Социалистического Труда Борис Павлович Бещев — заметная фигура в истории развития транспорта страны в XX веке. Именно он руководил Куйбышевской железной дорогой в годы Великой Отечественной. Его имя в ряду выдающихся людей можно увидеть на мемориальном комплексе «Гордость, честь и слава Самарской области».

Сызранский комсомолец

«Я родился в 1903 году в Ярославской губернии, происхожу из крестьян, правда, родитель успел поработать на текстильной фабрике, — писал Б.П. Бещев в своей автобиографии. — В 1909 году мой отец умер, а вскоре скончалась и мать. К тому времени я окончил сельскую школу и жил с братом Александром, который трудился грузчиком на Волге и неплохо в сезон зарабатывал. Но так как он постоянно пил, меня взял к себе на воспитание старший брат Сергей, работавший телеграфистом на станции Батраки, недалеко от Сызрани и Самары. Трудовую деятельность я начал в 16 лет, брат устроил меня на работу, сначала учеником, потом надсмотрщиком телеграфа. В 1919 году вступил в комсомол, был в числе организаторов комсомольской ячейки на станции Батраки».

Как вспоминали позже коллеги будущего министра, он был не формальным, а настоящим комсомольским лидером. Например, по собственной инициативе создает пионерскую организацию в поселке асфальтового завода и берется за футбол.

По словам историков, уже в те годы активный комсомолец интересовался всем, что связано с железными дорогами, их экономикой и строительством. В конце 1923 года Борис Павлович становится профсоюзным активистом. И вскоре его избирают председателем правления клуба железнодорожников на станции Батраки. В 1927 году будущего железнодорожного генерала принимают в ряды в ВКП(б) и направляют учиться на курсы в институт при Самарском ВТУЗе. Там по ускоренному методу изучали программу средней школы, а по окончании выдавали свидетельство, дающее право поступать в высшее учебное заведение. В апреле 1930 года Бориса Павловича командируют на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, и через четыре месяца будущий министр начал слушать лекции по специальности «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог».

Предвоенное становление

Окончив в 1935 году институт, Борис Павлович работал на различных инженерных должностях. В августе 1937 года он — заместитель начальника Южного распорядительного отдела, а через три месяца становится начальником Орджоникидзевской железной дороги. Именно при Бещеве продолжилась электрификация этой дороги, и туда стали поступили электровозы серии ВЛ 19. На Кавказе Бещев получил свой первый орден Ленина.

Во времена блокады Б.П. Бещева направляют в Москву, где он руководит Оперативно-эксплуатационным управлением НКП.

 

В конце 1939 года началась советско-финская война, и в январе 1940 года Бориса Павловича командируют на Октябрьскую дорогу, ставшую прифронтовой. Первые месяцы он особоуполномоченный наркомата и занимается налаживанием связей между частями РККА и железнодорожниками. А в апреле 1940 года первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Жданов вносит в ЦК предложение назначить Бещева начальником Октябрьской ЖД, что и было немедленно сделано. В течение года он трудился на этой дороге, но в мае 1941 года его перевели на должность начальника управления дорог Северо-Западного направления и утвердили членом коллегии НКПС.

Во главе Куйбышевской дороги

В начале Великой Отечественной войны постановлением Государственного комитета обороны при командующих фронтами были введены должности уполномоченных НКПС. Уполномоченные должны были обеспечить бесперебойное снабжение войск. Б.П. Бещев уже через неделю после нападения фашистов на СССР был назначен уполномоченным по Северному, а позднее Ленинградскому фронту.

Обстановка под Ленинградом была чрезвычайно сложная, но и в этих условиях Борис Павлович умело организовывал воинские и эвакуационные перевозки. Во времена блокады Б.П. Бещева направляют в Москву, где он руководит Оперативно-эксплуатационным управлением НКПС, а в июле 1942 года становится начальником Куйбышевской железной дороги. В Государственном комитете обороны при назначении Бещева было заявлено, что значение этой дороги резко возросло, так как в связи с оккупацией ряда территорий и разрушением некоторых южных и западных дорог она стала одной из главных коммуникаций по обеспечению фронта боеприпасами, военной техникой, горючим и продовольствием. Размеры перевозок увеличились в три раза. В короткие сроки по дороге на Урал, в Западную Сибирь и другие районы страны было эвакуировано 1360 предприятий и больше 10 млн. человек. Но при этом имелось много недоработок, которые и предстояло исправить Бещеву.

В июле 1942 года он становится начальником Куйбышевской железной дороги.

 

«Многие восприняли приезд Бещева в Куйбышев с радостью, быстро оценив по достоинству стиль его руководства», — рассказывается в книге «Имена и судьбы. Начальники Куйбышевской железной дороги».

«Борис Павлович не был кабинетным руководителем. Он ввел, например, такое правило: еженедельный обход предприятий Куйбышевского узла. Соберет командиров, и с утра — по путям, от одной границы станции до другой... Все видел своими глазами, все знал лично, а не по справкам и докладам. А заканчивались такие обходы у него в кабинете, где он подводил итоги, делал строгие замечания, решал наиболее сложные вопросы», — вспоминают ветераны Куйбышевской дороги.

Под руководством Бориса Павловича в Куйбышеве разработаны новые способы ускоренного формирования грузовых, пассажирских и почтово-багажных поездов, впоследствии получившие распространение по всей стране. Не прекращалось техническое перевооружение магистрали. Например, в 1943 году электрифицирован первый участок дороги Куйбышев-Безымянка, а в 1944-м закончено строительство участка Ульяновск-Сызрань-Сенная-Вольск. Успешно Бещев взаимодействовал и с руководителями эвакуированных предприятий Безымянки. Они совместно решали как производственные, так и социальные вопросы. В частности, выделялись дополнительные поезда для перевозки живущих в центре Куйбышева работников на безымянские заводы.

Бещев был в числе организаторов физкультурных праздников, которые в 1942-1944 годах проводились на куйбышевском стадионе «Локомотив», и, как рассказывают ветераны, даже несколько раз присутствовал на футбольных матчах. В военные годы для железнодорожников КбшЖД были построено несколько жилых домов.

Именно при Бещеве дорогу наградили орденом Трудового Красного Знамени, этой же награды удостоился и сам Борис Павлович. А многие его подчиненные были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а А.П. Жарковой, Н.Р. Колобову, В.Т. Осипову, А.Ф. Леснину присвоили звание Героев Социалистического Труда. В конце 1944 года Б.П. Бещева переводят на работу в Москву.

В министерском кресле

Сначала он работает заместителем министра путей сообщения, а 5 июня 1948 года становится министром. В годы его руководства отраслью Куйбышевская железная дорога успешно развивалась. Уже в 50-е была произведена реконструкция станций Куйбышев, Батраки, Сызрань, Безымянка, построены новые локомотивное и вагонное депо. После окончания строительства Куйбышевской ГЭС началась дальнейшая электрификация дороги: В 60-70-е годы на КбшЖД было построено 430 км новых линий; 601 км вторых путей и 1369 км электрифицировано. Уже в 1971 году на дороге был создан информационно-вычислительный центр и начала работать автоматизированная система управления семью сортировочными станциями. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в развитии железнодорожного транспорта Б.П. Бещеву в 1959 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Борис Павлович не был кабинетным руководителем. Он ввел, например, такое правило: еженедельный обход предприятий Куйбышевского узла.

 

Железнодорожникам запомнился визит Б.П. Бещева в Куйбышев в 1974 году на столетний юбилей КбшЖД. Он встретился со многими трудовыми коллективами, вручил награды передовикам на торжественном собрании в Доме офицеров и побывал на спортивных соревнованиях. Говорят, Бещев несколько раз в 70-е приезжал в Куйбышев неофициально, когда московский «Локомотив» в рамках турнира первой лиги чемпионата СССР встречался с куйбышевскими «Крыльями Советов».

В 1977-м Борис Павлович покинул пост министра, который занимал почти 30 лет. Скончался он 27 мая 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: