27

Июля

1892 — В Самарском окружном суде выдано свидетельство н...

1939 — 27 июля родился Владимир Павлович Шорин, доктор те...

1979 — Куйбышевским областным судом был вынесен пригов...

Ещё события 27 Июля

Новая жизнь Михаила Анищенко

После того как Евгений Евтушенко дал высокую оценку творчеству самарского поэта Михаила Анищенко, сказав, что его стихи – лучшее, что появилось в русской поэзии за последние тридцать лет, и включил его произведения в «Антологию русской поэзии», это имя оказалось на слуху у любителей изящной словесности.

Автор: Вадим Карасев

Краткую биографию самарского поэта Анищенко написал для российского читателя не кто иной, как Евгений Евтушенко.

 

А между тем Михаил Анищенко — далеко не новичок в самарской литературе. Родился он в 1950 году. В семидесятые и восьмидесятые годы много печатался и издавался.

Кстати, не кто иной, как Евгений Евтушенко написал для российского читателя краткую биографию самарского поэта. «Михаил родился в рабочей семье, — писал Евгений Александрович в «Новых известиях». — Родители были литейщиками, да и он сам — поначалу. Но крестьянская кровь предков сказалась в характере, потянула к природе, к народным песням, а потом уже и к собственным стихам. В 1977 году его приняли в Литинститут. В 1979-м вышла в Самаре первая книга — «Что за горами». ЦК комсомола дал ему премию им. Николая Островского. Комсомольским боссам требовались поэты, которых можно было бы выставить против шестидесятников. Но Анищенко не давался в руки, как, впрочем, и Рубцов, с которым у меня была самая братская дружба. Но, как Есенина и Рубцова, московская псевдобогемная воронка закрутила, завертела Мишу. Его трижды исключали из института — за что, объяснять не надо, — и он получил диплом лишь в 1988 году. Каким-то образом во время перестройки стал одним из помощников самарского мэра. Но, увидев, как люди не выдерживают испытания властью и деньгами, проникся идиосинкразией к политике. Уехал в деревню, несколько лет пытался жить одним огородом. Раздражал своей откровенностью и непохожестью тех, кто любит паханствовать. Из зависти и в отместку его начали преследовать, даже избили. Когда я дозвонился до него и спросил, чем он занимается, невесело ответил: «Бомжую...» А потом прислал мне две дискеты со стихами — одно лучше другого. Я тут же составил его книгу, назвал ее по одному из стихотворений — «Оберег».

Во второй половине восьмидесятых годов Михаил Анищенко работал в газете «Волжский комсомолец». Это был период взлета и огромной популярности газеты. Одним из самых ярких и азартных «игроков» в ее команде был Михаил Анищенко, тогда корреспондент отдела рабочей и сельской молодежи. Громкий, порою занозистый, но никогда не державший камня за пазухой и беззащитно открытый. Распад команды совпал с распадом государства. Кто-то стал известен на всю страну (как редактор «Новой газеты» Дима Муратов), кто-то уехал за границу, кто-то ушел в бизнес, кто-то продолжает работать журналистом, а кого-то уже нет на белом свете.

Каким-то образом во время перестройки стал одним из помощников самарского мэра. Но, увидев, как люди не выдерживают испытания властью и деньгами, проникся идиосинкразией к политике. Уехал в деревню, несколько лет пытался жить одним огородом.

 

Раскол в обществе и в душах отразился и в стихах Анищенко — трагических, порою безысходных стихах, заставляющих вспомнить о судьбе таких поэтов, как Есенин и Рубцов. И это мироощущение совпало с мироощущением многих людей переломного времени. Что и требуется от большого поэта. Может быть, поэтому Евгений Евтушенко в своей статье, открывающей подборку стихов Анищенко в «Антологии русской поэзии», назвал его Веничкой Ерофеевым из Самары.

Его поэтический мир пропитан запахом трав и речной воды возле причала. Этот мир наполнен небом и безбрежными российскими просторами:

В моей душе одна любовь,
Одна, но вечная зарница!
Мне отдают сегодня кровь
Ромашки, бабочки и птицы.

В этом мире Волга становится пограничной рекой, за которой «вековой разлад», и возникает ощущение, что заплутал человек в погоне за призрачными благами, очутившись в кабале города.

Несколько лет назад поэт ушел со службы в городской администрации, долгое время он прожил в уединении в Шелехмети. Тема бегства, прощания одна из ключевых в его поэзии:

Во второй половине 80-х годов Анищенко работал в газете «Волжский комсомолец».

 

От квартир унылых и от буден
Выбросили верные ключи.
Жить теперь по-новому мы будем?
«Будем!» — откликался я в ночи.
Тополя шумели у причала,
Теплоход спасительный кричал.
Мы с тобою все начнем сначала?
«Да, начнем!» — тебе я отвечал.

Человек и поэт совпали. Реальная отрешенность Михаила Анищенко от быстро текущей жизни с ее страстями стала не поэтическим образом, а правдой. В этом его спасение и судьба.

Враки, что кончилось счастье,
Что подступает беда.
Просто в такое ненастье
Мало кто едет сюда.

Во многих его стихах трогательная, почти безнадежная попытка достучаться до сердца человека, оказавшегося в кабале цивилизации, чтобы освободился он от шелухи буден и оказался один на один с огромным, бесприютным, но свободным миром природы:

Перед самарской литературной публикой Михаил Анищенко появляется редко. Но каждое его выступление в Самаре становится событием.

 

Забудь слова, приметы, лица
И, счеты с миром не сводя,
Попробуй взять и раствориться
В холодных капельках дождя.
Попробуй тихо, неумело
Войти в деревья и ветра.
Пусть без тебя побудет тело
На мокрой лавке до утра.

Но и вдали от города и его страстей нет покоя человеческому сердцу:

Старый дом. Нелепый случай.
Ничего здесь не найти.
Есть куда податься тучам.
Небу некуда пойти...
Как все пусто и нелепо
На любом земном пути.
Вот и все. И мне, как небу,
Больше некуда пойти.

Поэт космически одинок. По определению. И остается только любить «темноту после света и рождение снега во тьме» и прислушиваться к голосу природы-утешительницы, которая уравнивает всех:

Хорошо мне от тихого дождика.
Хорошо, что у храмов и слег
Для святого отца и безбожника
Одинаково сыплется снег.

Перед самарской литературной публикой Михаил Анищенко появляется редко. Но каждое его выступление в Самаре становится событием. Так, он встречался с самарскими студентами на фестивале «Созвездие мысли, слова, образа и звука». Главный наказ, который им дал поэт, был таким: «Никогда ничего не бойтесь. Дорожите теми днями, которые у вас есть. Надо торопиться. И если что-то пишется, надо писать».

На встречах с читателями Михаил Анищенко не боится говорить о сложных и мистических вещах. Например, о судьбе легендарного изобретателя Бартини, который приехал в советскую Россию в начале двадцатых годов и оказал больше влияние на ее культуру. Проведя литературоведческое исследование, Анищенко пришел к выводу, что Булгаков был хорошо знаком с Бартини и даже находился под его влиянием.

Вот уже долгое время Анищенко изучает булгаковский роман «Мастер и Маргарита» под мистическим углом. И, как считает самарский писатель, это повлияло и на его жизнь. Не без влияния Булгакова был им создан и роман-феерия «Квадрат тумана», опубликованный в журнале «Русское эхо» (в № 1 за 2008 год). В романе соединены сложнейшие социальные вопросы нашего времени с философскими и мифологическими исканиями.

Восьмая книга Михаила Анищенко, «Открылась бездна звезд полна», стала полной неожиданностью для читающей публики. Прежде всего, благодаря своеобразию авторского взгляда на одну из самых таинственных фигур мировой литературы — Вильяма Шекспира.

За последние время из-под пера писателя кроме книги о Шекспире вышли еще два романа, три новых поэтических сборника (около четырехсот стихотворений) и несколько пьес.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: