27

Июля

1892 — В Самарском окружном суде выдано свидетельство н...

1939 — 27 июля родился Владимир Павлович Шорин, доктор те...

1979 — Куйбышевским областным судом был вынесен пригов...

Ещё события 27 Июля

«Школа» Вадима Леванова

Писателя и режиссера Вадима Леванова (1967–2011) частенько называют основоположником тольяттинской школы драматургии. Ее отличительная черта – повышенный интерес к реалиям окружающей жизни, социальным проблемам.

Автор: Вадим Карасев

Издаваемый Вадимом Левановым альманах «Майские чтения» в конце 1990-х был едва ли не единственным источником свежей драматургии для всей России.

 

Еще до окончания школы Вадим Леванов пошел работать монтировщиком декораций в театр кукол. Во время выездных спектаклей ему приходилось играть на турбазах, в пионерских лагерях. Иногда какой-нибудь актер «бесследно терялся» в угаре развлечений, и Вадиму приходилось подменять пропавшего, передвигая куклы. Он не мог делать это механически, он играл и, хотя роли были бессловесными, внутри себя произносил текст. Как правило, интонации и смысл его собственного спектакля не совпадали с тем, что слышали зрители. Потом были Самарский институт культуры, отделение драматургии Литературного института им. Горького. Многое Леванову как драматургу дал фестиваль современной пьесы «Любимовка», ставший, по сути, театральной лабораторией. Сюда приезжали не только драматурги. Здесь собиралась театральная Москва, здесь читали пьесы, разбирали, спорили.

Вадим Леванов приезжал сюда в середине 1990-х годов. Участие в фестивале вдохновило Леванова на создание в Тольятти театрального центра. Вокруг себя Вадим сумел собрать писателей, которые сегодня составляют славу молодой российской драматургии — это Вячеслав и Михаил Дурненковы, Юрий Клавдиев и несколько других авторов.

А издаваемый Вадимом Левановым альманах «Майские чтения» в конце 1990-х был едва ли не единственным источником свежей драматургии для всей России.

Леванов стал автором более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе. Его пьесы ставили многие театры. Они шли на сценических площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Нанси (Франция), Екатеринбурга, Элисты, Липецка, Ди (Франция), Саратова, Клайпеды (Литва), Ханты-Мансийска, Гиссена (Германия) и других городов. Леванова нередко приглашали во Францию, там же издали его первую книгу.

Пьесы Леванова шли на сценических площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Нанси (Франция), Екатеринбурга, Элисты, Липецка, Ди (Франция), Саратова, Клайпеды (Литва), Ханты-Мансийска, Гиссена (Германия) и других городов.

 

У Вадима Леванова было множество литературных призов. Например, Гран-при драматургического конкурса «Евразия» за лирическую хронику «Ксения Петербуржская в житии». Этот текст — подлинный триумф Леванова. Спектакль по пьесе о святой мученице Ксении поставил знаменитый режиссер питерского Александринского театра Валерий Фокин. По просьбе Фокина Вадим Леванов сделал и адаптацию шекспировского «Гамлета» — и этот спектакль стал этапным в истории Александринки.

Многие его пьесы оставили след в душах зрителей и читателей. Страшная и нежная пьеса об умирающих от голода детях «Выглядки», полная отчаяния и надежды хроника «Йозеф Мадершпрегер — изобретатель швейной машинки», интеллектуальная фантазия «Кровавые барыни Дарьи Салтыковой», в которой переплетаются судьбы Салтычихи и маркиза де Сада, печальный актерский монолог «Смерть Фирса» и многие другие. Как и другие драматурги тольяттинской школы, Вадим написал несколько серий к нашумевшему телефильму Валерии Гай Германики «Школа».

Вадим Леванов был невероятно активным человеком, постоянно ездившим по всей стране. И мало кто из его знакомых знал о его физических страданиях, о том, что у него была атрофия ног — последствие того, что в юности у него была несчастная любовь, и однажды он в состоянии отчаяния шагнул из окна...

Лирическая хроника «Ксения Петербуржская в житии» – подлинный триумф Леванова. Спектакль по пьесе о святой мученице Ксении поставил знаменитый режиссер питерского Александринского театра Валерий Фокин.

 

Дело, которым занимался Вадим, давало ему возможность не думать о физических страданиях. Оно позволяло ему не оставаться наедине со своей бедой. Он мог бы пересесть на коляску и снять с себя груз страданий, друзья умоляли его это сделать. Но он хотел обходиться в жизни без чужой помощи. Никогда никто не слышал от него ни жалоб на жизнь, ни просьб о помощи.

О том, что у Вадима обнаружили рак на фатальной стадии, знала вся театральная Россия. Литературное сообщество очень быстро подключилось к решению проблемы, была организована группа поддержки. На операцию были найдены немалые деньги — их хватило, чтобы поддерживать жизнь Вадима последние полгода. Вадима повезли в Израиль, где врачи смогли продлить его жизнь. Затем снова больница — в Москве. Он умер дома, в Тольятти, на руках у родителей. Рядом с ним в последние месяцы находилась режиссер Евгения Беркович, поставившая одну из пьес Леванова — «Геронтофобия».

В своем Фейсбуке она написала: «Перед смертью Вадим сказал „Рядом со мной ни одного ангела“. Если рядом с ним не было ангелов — тогда их нет вообще. Завтра поедем хоронить, в староверческую деревню, где лежат его дедушки-бабушки. Он очень хотел пережить Чехова, и он немножко его пережил».

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: