29

Мая

1862 — В своей должности был утвержден Николай Александ...

1918 — Передовые части восставшего чехословацкого корп...

1919 — Постановлением наркомата здравоохранения Серги...

Ещё события 29 Мая

В поисках правды жизни

В наш край он приехал изучать жизнь крестьянства. Это случилось не без влияния известного «хождения в народ», охватившего в те годы русскую интеллигенцию

Автор: Вадим Карасев

«Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т. е. к мужику,- писал Успенский. — Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде».

Глеб Успенский поселился недалеко от Самары, в селе Сколково (ныне оно в Кинельском районе). Произошло это весной 1878 года. В Сколково писатель устроился письмоводителем в ссудо-сберегательном товариществе, а жена — в школе учительницей.

В 70-е годы общество и печать много занимались ссудо-сберегательными товариществами. Земства видели в них средство от народной бедности. Возможно, что в начале и Успенский в какой-то мере разделял эту веру. Но, проработав более года, он в одной из статей заявил, что все это «ерунда», что товарищества не дают «возможность пользоваться кредитами и разоряют рядового крестьянина».

Ссудо-сберегательное товарищество размещалось в одном здании со школой. Здесь же Успенские имели и квартиру.

Жилось Успенским трудно, денег не хватало. В письмах к издателям писателю все время приходилось просить финансового подкрепления. Детей у Успенских в то время было уже трое. Причем одна из дочерей родилась в Сколково.

Глеб Успенский поселился недалеко от Самары, в селе Сколково (ныне оно в Кинельском районе). Во время пребывания в Сколково Успенский несколько раз ездил в Самару, где жил по неделе и больше.

 

Домашняя обстановка была самая скромная, даже бедная. В одной из комнат вместо мебели стояли ящики. Побольше — в качестве стола, остальные заменяли собой стулья. Сам писатель частенько ночевал в конторе товарищества, на одной из скамеек.

В контору часто заходили окрестные крестьяне, которые скоро почувствовали в Успенском своего человека, нередко шли к нему за помощью и никогда не встречали отказа. Заглядывал частенько и местный старшина, громадный рыжий мужик, с которого Успенский в одном из своих рассказов написал убийцу-конокрада. Приходил как-то к писателю и кулак из села Богдановки — с тем, чтобы дать ему материал для «обработки» одного из своих обидчиков. Но в скором времени он сам оказался «обработанным» в одном из очерков Успенского. «Вроде как портрет получился», — заявил кулак, поклявшись отомстить Успенскому.

Посетители часто мешали Глебу Ивановичу, и писать приходилось урывками. По воспоминаниям современницы, во время работы он обычно пил «крепчайший холодный чай или пиво».

Иногда Глеб Иванович читал вслух свои коротенькие рассказы. Читал выразительно, умело подчеркивая комические места. Присутствовавшие хохотали, но сам он оставался невозмутимым.

Одна из поездок Успенского в Самару чуть не закончилась арестом. Возникло дело о распространении Успенским «преступных идей среди семинаристов».

 

Во время пребывания в Сколково Успенский несколько раз ездил в Самару, где жил по неделе и больше. Здесь он останавливался у судебного следователя Якова Львовича Тейтеля — «веселого праведника», как называл его Горький.

Одна из поездок Успенского в Самару чуть не закончилась арестом. Приехав как-то в город со своим помощником, семинаристом Александровым, Успенский остановился в одной из дешевых гостиниц. К Александрову пришли знакомые семинаристы. В общей беседе принял участие и Глеб Иванович, рассказав несколько комических эпизодов из жизни духовенства. Семинаристы громко смеялись. Рассказы Успенского слышал в соседнем номере кулак из Богдановки, давно шпионивший за писателем. Тотчас же он побежал за жандармами, те пришли и услышали сквозь тонкую дощатую перегородку несколько вольных слов Успенского по адресу духовенства. Возникло дело о распространении Успенским «преступных идей среди семинаристов». На допросе у начальника жандармского управления Глеб Иванович сказал, что рассказы о духовенстве он взял из «Дневника князя Мещерского», и писателя отпустили восвояси.

Осенью 1879 года Успенские оставили самарские места и переехали в Петербург.

По мнению современников, писатель остался доволен своим пребыванием в Среднем Поволжье, которое дало ему большой и интересный материал для литературной работы.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: