Всеволод Задерацкий: «Возвращение в жизнь»

 

Судьба как самого автора, так и его творчества удивительна и трагична. Сейчас, спустя шестьдесят лет после смерти композитора мировая музыкальная общественность знакомится с сочинениями выдающегося музыканта ХХ века, открывает для себя совершенно новый музыкальный язык.

Автор: Татьяна БОГОМОЛОВА, Фото: Игорь КАЗАНОВСКИЙ

Композитор Всеволод Задерацкий на протяжении все свой жизни не мог публично исполнять свои произведения, публиковаться, его имя запрещено было упоминать в справочной литературе.

 

Самара открыла нового музыканта

Произведения Всеволода Задерацкого активно включают в свои программы зарубежные исполнители. В Москве и Петербурге его сочинения начали издавать. Однако в российской провинции это имя мало кому известно. Случай беспрецедентный, история знает примеры, когда музыкантов, писателей предавали забвению умышленно, так было с композитором Артуром Лурье, с Александром Мосоловым и Владимиром Щербачевым, которые в 1920-1930-х годах входили в Ассоциацию современной музыки (АСМ). Композитор же Всеволод Задерацкий на протяжении все свой жизни не мог публично исполнять свои произведения, публиковаться, его имя запрещено было упоминать в справочной литературе.

Пианист, композитор, ученик Сергея Танеева, который его рекомендовал Скрябину, Задерацкий в молодости преподавал музыку цесаревичу, а в годы гражданской войны сражался на стороне Деникина, уже одного этого хватило бы для расстрела. Однако по личному распоряжению Дзержинского, который случайно услышал его игру на фортепиано, музыканта помиловали и определили место жительства — малые города: Рязань, Ярославль, Житомир. Четырежды его арестовывали: в 1921, в 1923 годах, самой роковой страницей для него стал арест 1926 года, когда было уничтожено все написанное им прежде. С 1937 по 1939 год композитор провел в ГУЛАГе. Сочинения, которые становятся сейчас открытием для музыковедов и исполнителей, созданы композитором после 1928 года. Часть из них до сих пор существует только в рукописном виде.

Первая публикация произведений Задерацкого вышла в Москве в 1969 году. Это был вокальный цикл «Поэма о русском солдате» на слова Александра Твардовского. В 1970-е годы издательство «Музична Украина» в Киеве опубликовало некоторые фортепианные сочинения, в том числе 24 прелюдии, 7 прелюдий и фуг, сонату № 5 и три цикла конца 1920-х годов. В начале 1980-х годов в ГДР в издательстве «Петерс» в Лейпциге, было издано собрание фортепианных произведений раннего советского авангарда, в том числе две пьесы Задерацкого. Это издание до сих пор остается единственной публикацией его музыки за пределами бывшего СССР[53]. В 2003 году музыкальная академия во Львове к 50-летию со дня смерти композитора начала издавать серию публикаций его музыки из восьми сборников. С 2004 года его сочинения издаются в Москве.

После ареста 1926 года было уничтожено все написанное композитором прежде. Сочинения, которые становятся сейчас открытием для музыковедов и исполнителей, созданы композитором после 1928 года.

 

В феврале 2013 года Самара впервые услышала произведения в исполнении Павла Назарова. Прозвучала соната № 1 — самая мрачная его соната. «Она была написана в июле 1928 года, в Керчи, сразу же после освобождения, — сказал, предваряя концерт, сын композитора, музыковед Всеволод Задерацкий-младший. — Это музыка сопротивления».

Три его романса в этот день вообще исполнялись впервые.

Перечень важнейших произведений Всеволода Задерацкого

Фортепианные сочинения

Соната № 1 (1928), Львов (Сполом) 2003

Соната № 2 (1928), Львов (Сполом) 2003

Соната № 3 (1936), рукопись

Соната № 4 (1939, написана предположительно в Магадане), Львов (Сполом) 2003

Соната № 5 (1940): Киев (Музична Украина) 1979

Тетрадь миниатюр (1928), 5 пьес. Киев (Музична Украина) 1979; Москва (Дека-БК) 2004

Микробы лирики (1929), 4 пьесы. Киев (Музична Украина) 1979

Фарфоровые чашки (1932), 4 пьесы. Киев (Музична Украина) 1979

Тема с вариациями (1933), рукопись

24 прелюдии (1934), Киев (Музична Украина) 1970; Москва (Дека-БК) 2006

24 прелюдии и фуги (1937/38), рукопись, до сих пор издано в Киеве и Москве в общей сложности 7 прелюдий и фуг, издательство «Дека-БК» в Москве готовит полное издание.

Взморье, Персидский танец, Эпитафия (1940). Львов (Сполом) 2003

Восточный альбом (1940), 4 пьесы, рукопись

Листок из альбома (1941). Львов (Сполом) 2003; Москва (Дека-БК) 2004

Легенды (1944), 5 пьес. Львов (Сполом) 2003.

Кавказская рапсодия (1944), рукопись

Фронт (1944), сюита в 9 частях, рукопись

Родина (1944/46), сюита в 7 частях, издана: Львов (Сполом) 2003

Русская рапсодия (1947), рукопись

Серебряный ливень. Москва (Дека-БК), 2004

Многочисленные фортепианные транскрипции сочинений композиторов-классиков, рукописи

Камерная музыка

Камерная симфония для 9 исполнителей: кларнет, 2 трубы, 2 рожка, 2 тромбона, фортепиано и ударные (1940), рукопись, печатное издание готовит московское издательство «Дека-БК».

Идиллия «Соловьиный сад» для флейты и фортепиано (1945), рукопись

Соната для рожка и фортепиано (1948), рукопись

Оркестровые произведения

Лирическая симфониетта для струнного оркестра (1932), рукопись

Симфония «Фундамент» (1933) (сохранилась только вторая часть), рукопись

«Завод», симфонический плакат (1935), рукопись

«Конная армия», симфонический плакат (1935), рукопись

«Китайский марш», симфонический плакат (1935), рукопись

2 концерта для фортепиано с оркестром (для детей) (1949), рукопись

Концерт для домры с оркестром (или оркестра народных инструментов) (1949), рукопись

Симфония № 1 (1951/52), рукопись

Концерт для скрипки с оркестром (1952\53), рукопись

Произведения для театра

Опера «Кровь и уголь» (1931), рукопись (сохранился только один акт)

Опера «Валенсианская вдова» (1940, 2-я редакция 1950), рукопись

Вокальные произведения

Более 100 песен на слова русских поэтов 20 века

 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с