14

Апреля

1737 — В Самаре от туберкулеза скончался Иван Кириллови...

1943 — Государственным Комитетом Обороны СССР образова...

1943 — В Куйбышеве образован государственный строитель...

1954 — В краеведческом музее открыт раздел, посвященный...

Ещё события 14 Апреля

«После танцев гостей приглашали посмотреть столичную фильму»
 

Почти 100 лет назад в самарских городах начали появляться первые стационарные кинотеатры. В России первый синематографический сеанс был организован 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге. До нашей губернии кинематограф добрался через два года. Правда, еще несколько лет сеансы проходили в помещениях, явно для этого не предназначенных. В Ставрополе первый стационарный кинотеатр появился в 1913 году.

Автор: Андрей БОРСУКОВ

Аппарат живой, во весь рост фотографии

Первый синематографический сеанс в Самаре состоялся в июне 1898 года на летней площадке собрания конторских служащих, располагавшейся на углу улиц Саратовской и Почтовой (ныне пересечение улиц Фрунзе и Рабочей). До наших дней это помещение не сохранилось, сейчас на этом месте находится здание штаба 2-й армии. Организатором того показа стал некий «петербургский коммерсант, склоняющийся к культурному развлечению публики».

Местные газеты подробно рассказывали об успехе первого самарского кинопредставления. Столичный гастролер при полном аншлаге давал сеансы в течение двух недель по 2-3 раза ежедневно. Затем показы продолжились в помещении собрания канцеляристов и в летнем театре Струковского сада.

Первый стационарный кинотеатр в Ставрополе открыл уроженец Царства Польского Л. Трайнер в 1913 году.

 

Об этих удивительных для того времени мероприятиях публика уведомлялась через объявления в газетах. Вот одно из них: «Сеансы «Синематографа», знаменитого и единственного в мире аппарата движущейся, живой, во весь рост фотографии, настоящего «Люмиера». Синематограф приводится в движение посредством электричества. В программе 3 отделения и 50 картин: «Торжество Св. коронования Государя Императора Николая II», «Дуэль», «Драка женщин», и прочая и прочая».

В последующие годы приезды кино-гастролеров в Самару стали регулярными. В основном демонстрировались, как бы сейчас сказали, документальные фильмы. Со временем все больше появлялось игровых лент - сначала с примитивными, а то и откровенно пошлыми сюжетами, а также с заснятыми на пленку театрализованными представлениями. Так, в «Самарской газете» от 20 мая 1904 года можно было прочитать аннотацию очередного сеанса: «Из интимной жизни французского графа и его любовниц, а в большом 3-м отделении показ войны России и Японии. Снято с натуры собственным корреспондентом компании Пате на Дальнем Востоке».

В Ставрополе снимали «Стеньку Разина»?

В Ставрополе первый киносеанс прошел весной 1903 года, его организовал владелец жестяничной мастерской Василий Иванович Берляев. Как рассказывают тольяттинские историки, он сам был прекрасным мастером. Берляев брал слесарные и малярные подряды и неплохо зарабатывал, что позволяло ему выписывать из столицы техническую литературу. В одном из журналов он и прочитал, как можно самостоятельно освоить синематографическую аппаратуру.

Где и за какую цену Берляев приобрел ее, история умалчивает. Как бы то ни было, ставропольской мастеровой быстро освоил оборудование и пригласил к себе посетителей. Собравшиеся увидели на простыне, заменявшей экран, двигающуюся женщину, возле которой сначала появился один ребенок, затем второй, третий, четвертый, пятый... Когда дама оказалась окруженной двенадцатью детьми, фильма закончилась.

Есть предположение, что оборудование у Василия Ивановича было не фирмы братьев Люмьер, которые надеялись монопольно эксплуатировать изобретенный им киноаппарат и не продавали его в Россию. Поэтому, скорее всего, первый ставропольский показ осуществлялся либо французом аппарате Жоржа Демени, либо на английском Роберта Пауля.

Вскоре в Ставрополь начали приезжать с гастролями синематографические команды. Сеансы часто проходили в домах богатых купцов и пригородных дворянских имениях. Такие события были главной изюминкой званных вечеров.

«Сначала все танцевали, потом был ужин, после которого гостей приглашали посмотреть столичную фильму. Чаще всего это была легкая французская мелодрама», - считают краеведы.

Есть предположение, что в Ставрополе могли снимать некоторые фильмы. Так, в воспоминаниях дореволюционного режиссера В.Ф. Ромашкова говорится, что он отправился на пароходе кампании «Самолет» в район Самары для поисков натуры для картины «Стенька Разин». Режиссер провел несколько дней в Ставрополе, где пил кумыс и выезжал в Жигулевские горы. Однако, так и неизвестно, проходили ли съемки в наших краях. Сам же фильм о знаменитом атамане вышел на экраны в 1908 году.

Биоскоп сгорел в тире

Летом 1905 года были сделаны первые попытки организации в Самарской губернии стационарных кинотеатров. Но тогда этому помешала революция. В следующем году, как гласят материалы Центрального государственного архива Самарской области, городская управа разрешила мещанке Слепухиной снять в аренду деревянный тир в Струковском саду, чтобы проводить «сеансы электробиоскопа».

Есть предположение, что в Ставрополе могли снимать некоторые фильмы.

 

Первая демонстрация фильма здесь состоялась 23 апреля 1906 года. Но через пять дней в тире неожиданно возник пожар, и все дорогостоящее оборудование сгорело. Причину возгорания окончательно установить так и не удалось. Полиция склонялась к двум версиям: нарушение при устройстве электропроводки и злонамеренный поджог. Если справедлива последняя, то уничтожение биоскопа было бы выгодно гастролерам, которые тем летом опять собирались приехать из Санкт-Петербурга в Самару.

Настоящие же кинотеатры, похожие на современные, стали появляться в Самаре один за другим через полтора года после происшествия в Струковском саду. В феврале 1908 года в городе насчитывалось уже 15 заведений, где проходили синематографические показы. А к середине того же года их число возросло до 22. В 1909-м открылся знаменитый «Модерн» купца Федора Баркова. О нем даже написали во всероссийском журнале «Сине-Фоно»: «Лучший в Самаре театр «Модерн», славящийся по всей Волге, помещается в центре города в шикарно отделанном и обставленном здании, рассчитанном на 250-300 мест, со всеми удобствами обыкновенного театра. Сам г. Барков относится весьма заботливо и любовно к своему детищу и пользуется поэтому большими симпатиями публики».

Сеансы в «Лесном»

В Ставрополе в 1910 году фильмы начали активно показывать в санатории «Лесное». Владелец заведения, купец В.Н. Климушин даже подумывал о строительстве особой «залы для фильмы». Но дальше разговоров дело не сдвинулось, и кино продолжали смотреть в санаторном курзале. В санатории много новых картин демонстрировали для раненых во время Первой мировой войны.

В 1913 году первый стационарный кинотеатр в Ставрополе открыл уроженец Царства Польского Л. Трайнер. По некоторым данным, одной из первых публике показали картину «О торжествах в Костроме по случаю 300-летия дома Романовых». Пришедших на сеанс развлекали оркестр народных инструментов и певцы, которые подрожали самым популярным исполнительницам того времени - Анастасии Вяльцевой и Надежде Плевицкой. Синематограф Трайнера работал вплоть до конца 1917 года.

После Октябрьского переворота кинотеатры вошли в числе объектов, подлежащих первоочередной национализации, как средство мощного идеологического влияния на население. Они были переданы в государственную собственность к концу 1917-го по решению Самарского губревкома, возглавляемого Валерианом Куйбышевым.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: