22

Июля

1853 — 22 июля (по н.с. 3 августа) день рождения революцион...

1904 — Через реку Самару открыт новый железнодорожный м...

1906 — 22 июля (по н.с.3 августа) в Самаре был убит губернат...

1932 — В Ставрополе открылась детская техническая сель...

Ещё события 22 Июля

Леонид Шерешевский: большое в малом
 

Керамист и график

Автор: Константин Зацепин

Керамист и график Леонид Шерешевский (род. в 1948) имеет репутацию затворника. При этом он, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, был неоднократным участником международных художественных акций. В их числе Международный конкурс современной керамики в Фаэнце, Италия (1981, 1982, 1984), выставка советской керамики в Вестервальде, Германия (1984), а также Международный симпозиум по парковой керамике в Ташкенте в 1991 году.

Пластические объекты Шерешевского – компактные, небольшие по объему, часто имеют характерные для ХХ века округлые очертания, как у Арпа или Бранкузи.

 

Принципиальная позиция Шерешевского — презрение к любого рода конъюнктуре, как соцреалистической, так и салонно-рыночной. Он открыто позиционирует себя как наследника мировых классических традиций, при том, что «классикой» в данном случае следует считать всю историю пластических искусств, от античных статуй до Генри Мура. Мощная культурная инерция исходит из его работ, прошедших горнило вполне ремесленного созидания, в котором фигурируют и печи, и окислы металлов. Ловя в округлых, напоминающих морскую гальку, «обтесанную» волнами«, произведениях Шерешевского «отголоски прекрасной и ускользающей классики», искусствовед Татьяна Петрова пишет, что они «словно оплавлены при движении сквозь „атмосферу“ времени. <...> Их очертания смазаны, так как они пребывают в процессе движения, следуя сквозь наше пространство-время транзитом — из прошлого в будущее».

У художника част мотив головы, закрытых глаз и намеченных улыбок.

 
 

Пластические объекты Шерешевского — компактные, небольшие по объему, часто имеют характерные для ХХ века округлые очертания, как у Арпа или Бранкузи, и словно «покоятся» в некоем загадочно-мудром полусне. У художника част мотив головы, закрытых глаз и намеченных улыбок. Эти головы, сколь одухотворенные, столь и зловещие, отсылают к истуканам с острова Пасхи, скифским каменным бабам, к Будде, погруженному в нирвану.

Большинство скульптурных работ Шерешевского буквально источают культурные смыслы и символы. Например, объемная, включающая четырнадцать предметов, композиция «Трапеза» (1981) будто составлена из увиденных с торца гигантских прямоугольных хлебных буханок, отдаленно похожих на обнаженные мужские торсы. Это явный фрагмент «Тайной вечери», в котором читаются мотивы поедания хлеба как символа тела Христова; подспудна в данном случае и тема мученичества, навеянная аналогией прямоугольника стола с острой планкой хлеборезки, а кусков хлеба внизу с фрагментами изуродованных человеческих тел.

Художественный мир Леонида Шерешевского не знает принципиальной разницы между живыми и неживыми объектами, в нем есть место игре с масштабами, малое может свободно замещаться большим и наоборот. Взгляд художника ориентирован на обобщение, умение видеть значительное в обыденном по частой в искусстве формуле «все во всем».



Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: