С супругов Нели и Романа Коржовых (род. в 1963 и 1964) в Самаре ведет отсчет история актуального искусства – того самого, что сейчас называется «совриск»
Автор: Константин Зацепин
Начинали они в модернистском ключе. В начале
Пространство, время, память, познание мира через созерцание — содержательные константы этих художников. Цветовое поле, линия, мазок, композиция — единицы их визуального синтаксиса. Питаясь энергетикой цветовых полей, минимализмом либо отсутствием предметного ряда, работы Коржовых, как картины, так и видео, несут в себе больше, чем на них изображено.
Пространство, время, память, познание мира через созерцание – содержательные константы этих художников.
Роман Коржов — художник глубины, его взгляд пронзает пространство, устремляясь вглубь созерцаемого им мира. Пространство минималистских, геометризированных, разделенных на красочные сегменты картин художника, созданных в
Цветовое поле, линия, мазок, композиция – единицы их визуального синтаксиса.

Творчество Нели Коржовой внешне являет другой, дополняющий полюс. Она — художник плоскости. Ее взгляд скользит по поверхности вещей. Словно увиденные с предельно близкой дистанции, предметы у нее размываются, превращаясь в фактурные, будто бы увеличенные во много раз поверхности со сложной микроструктурой. Красочные мазки у художницы не ложатся слоями друг на друга, а сополагаются на одной плоскости. Занимая все пространство холста, больше всего они напоминают «белый шум» экрана в отсутствие сигнала, или же пиксели фото, увеличенного во много раз. Роение, рябь — именно такие ассоциации рождают эти динамичные беспредметные композиции, лишенные деления на «верх» и «низ», фигуру и фон. Прямые линии в живописи Коржовой — редкость. В последние годы Неля Коржова работает с образностью, опосредованной кино. Ее поздние картины чаще всего строятся на основе кинообразов. Если раньше прямым линиям не было места на полотнах художницы, то теперь оно найдено — и это рамка, черные границы экрана. В кино для Коржовой важен прежде всего бэкграунд, «воздух», из которого собирается пространство кадра. Существуя за спинами главных героев, эта сложно артикулируемая «киногения» воздействует на опыт зрителя ничуть не меньше сюжетных перипетий. При этом мир кинообраза Нели Коржова также воспринимает как живописный, плоскостный, лишенный объема мир поверхности. В новой серии работ 2012 года Неля продолжает работу с кинообразностью. Динамизм здесь достигает максимума — в качестве сюжетной основы серии избрана финальная сцена взрыва из фильма Антониони «Забриски пойнт». Взрыв — свободное парение распавшихся предметов на глубоком синем фоне. Серия представляет собой набор стоп-кадров этой сцены, взятых в нарочито плохом качестве, размытых, нечетких. Распались не только сами предметы, но и их изображения, сам кинообраз, запечатлевший их. Предметность продолжает «обживаться» в живописи Коржовой, но лишь затем, чтобы, воплотившись в живописном образе, вновь развоплотиться, распасться на пиксели. Материальная фактура столь нематериальной единицы, как пиксель, сходство с которыми в ранних ее работах лишь угадывалось, в данном случае проблематизируется напрямую. «Живописность» этой фактуры дополняется краской, нанесенной поверх распечатанного на холсте принта. Единственное слово, появляющееся в новой серии — крупное «WHY», вплетенное в контрастную красно-синюю живописную ткань, возможно, самой яркой, заглавной картины новой серии.
Если искусство Нели и Романа Коржовых чему-то и учит своего зрителя, то прежде всего навыкам всматривания в искусство, а сквозь него – в мир.
Если искусство Нели и Романа Коржовых чему-то и учит своего зрителя, то прежде всего навыкам всматривания в искусство, а сквозь него — в мир. Это сложное ремесло созерцания, умение видеть беспредметное в предметном, будь то вещь, живописное полотно или киноповествование. Так молчаливые произведения обретают голос, способность говорить о сути мира через обнажение его чистых структур.
Версия для печатиАвторизоваться через: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |