Стратегия Шеина в его зрелых работах – минимализм вплоть до схематизма.

Николай Шеин
Долгое время Шеин писал как традиционный автор, малевал портреты председателей колхозов и инструкторов райкомов. Но в
С жанровой точки зрения Шеин – пейзажист, но не следует искать в его пейзажах привычных клише.

Стратегия Шеина в его зрелых работах — минимализм вплоть до схематизма. Его плоскостный, лишенный перспективы мир выдержан преимущественно в целостной, как бы высветленной цветовой гамме, в которой преобладают золотисто-голубые, бирюзовые, палево-розовые тона. Здесь нет глубины и доминируют органические, растительные мотивы. Изображенный им мир «мультипликационен» и принципиально однороден, что подчеркивается округлыми формами деревьев, облаков и гор. По замечанию искусствоведа Татьяны Петровой, «все микро- и макроэлементы здесь согласованы, «срифмованы». Мелкие округлые формы деревьев и облаков напоминают пузырьки воздуха. В большинстве шеинских пейзажей почти нет человеческих фигур, но ощущается чье-то живое бестелесное присутствие. Собственно, присутствует здесь сам созданный и весьма органический мир. Воображаемый ландшафт словно дышит, пульсирует, как некое тело. Художник, безусловно, обыгрывает традиции примитивизма и творчества детей, рисующих деревья, горы и облака, но идет гораздо дальше.
При всей аскетичности и кажущейся простоте визуальный язык Шеина крайне изобретателен на приемы. Так, именно его следует считать пионером техники красочных подтеков, развитой в нулевые Владимиром Логутовым и Андреем Сяйлевым. Такова почти абстрактная картина «Огни»
Также именно Шеин является первооткрывателем сочетания абстрактных плоскостей с фигуративными элементами в рамках одной композиции. Такова его новаторская по композиции «Лиловая пашня»
Именно Шеина следует считать пионером техники красочных подтеков, развитой в нулевые Владимиром Логутовым и Андреем Сяйлевым.
Наконец, Шеин — пионер подлинного, неведомо откуда взявшегося самарского сюрреализма. Как иначе классифицировать такие его странные картины, как, к примеру, «Обелиски и пионеры» (1976)? Пространство здесь окончательно приобретает шарообразно-пузырчатый характер — ландшафт представлен множеством шаров. Из их поверхностей торчат белые вертикальные образования (условные «обелиски»), вокруг которых огромные толпы еле прописанных человеческих фигур водят нескончаемые хороводы. Жутковатым сюром отдает и «Человек-дерево» (1976), где дерево переходит в кровеносную систему склонившегося над ним человека. Остается лишь гадать, какие прозрения посещали художника в его селе Бахилово, мягко говоря, вдали от мировых арт-центров и какой-либо информации.
Искусствовед Татьяна Петрова так пыталась обобщить философский message художника: «В шеинском „космосе“ материя сублимируется и становится энергией, сгустки которой составляют непрерывно текущий мировой поток. Отталкивается ли художник от какого-то конкретного природного мотива, либо же полностью переходит в иное, поэтическое измерение, всюду он говорит с нами о мире в целом, об отражении всего во всем, взаимосвязи всех вещей в едином потоке бытия». К этому можно добавить лишь следующее: для Шеина нет границы между бытием и искусством. Воображаемые пространства для него не менее реальны, чем видимые. Именно искусство есть то, что дает вещам взаимосвязь, и лишь в его пространстве они могут быть соотнесены.
Также именно Шеин является первооткрывателем сочетания абстрактных плоскостей с фигуративными элементами в рамках одной композиции.
Авторизоваться через: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |