Основная черта произведений Белоусова – внутренняя упорядоченность, структурированность.
Валентин Белоусов
Основная черта произведений Белоусова — внутренняя упорядоченность, структурированность. Аскетичность и лаконизм изобразительных средств он унаследовал от искусства
Главное для Белоусова – композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы.
Главное для Белоусова — композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы. «Смысл жизни живописца — открыть что-то для себя. <...> Художник должен преображать этот мир», — говорил автор. Поэтому реалистичность его работ обманчива. В действительности композиции Белоусова носят умозрительный, концептуальный характер. Эту умозрительность подчеркивают нестандартные точки зрения. Например, частый взгляд сверху — с тех ракурсов, с которых изображаемая сцена теоретически не могла быть увидена и зарисована художником. Таковы и небольшие ситуации: «Эксперимент» (1969), «Карусель» (1961), и виды города: «Площадь Революции» (1986), «Город над Волгой» (1978) со словно закругленной перспективой, и еще более монументальные «Жигулевская кругосветка» (1980), «Волжский Богатырь» (1985). На людей художник смотрит как бы «с потолка» или с крыши; на город — с высоты птичьего полета; на виды гор и лесов — с еще большей высоты и даже как бы не с человеческой дистанции. Здесь вновь вспоминается Брейгель с его тотальным зрением, вбирающим любые перспективы. Как и Брейгель, Белоусов стремится освободиться от оков ограниченного человеческого зрения, создать некий гиперглаз. И в этом проявляется стремление его «инженерного» мышления к абсолютной объективности. По наблюдению искусствоведа, директора Самарского художественного музея Галины Рябчук, «тяготение к символизации, умение работать, подчиняя натурную конкретность концептуальному обобщению сохраняется на всех этапах творчества мастера».
На картинах Белоусова мало людей. Главные белоусовские герои – научно-технический прогресс и Природа.
На картинах Белоусова мало людей. Портретность в целом для него не характерна. Его персонажи чаще носят служебный характер, как неизбежные детали бэкграунда. По-настоящему же главные белоусовские герои — научно-технический прогресс и Природа. Они не находятся между собой в непримиримом и ведущем к катастрофе противоречии, как у Пурыгина. Скорее сосуществуют на равных, создавая особую ауру восприятия.
Белоусову блестяще удаются атмосферные пейзажи. Среди них есть место и мрачным футуристическим фантазиям — «РВС» (1977), и урбанистическим ландшафтам — «Час быка» (1980), и индустриальным гиперболам — «Подшипниковый завод» (1979). Серо-коричневые стены с маленькими провалами черных окон, сплетающиеся промышленные коммуникации, вышки радиомачт — все это сделано людьми, но, по версии Белоусова, живет своей скрытой жизнью. Схожие чувства вызывают и его природные ландшафты, в частности, виды гор, проникнутых величественной философической мощью. Изображая горы, художник часто создавал обобщенно-отвлеченные от конкретных реалий работы — «Огонь войны» (1980) или «Скалы» (1989).
Художественный тип Белоусова — аналитик-минималист, стремящийся усмотреть и передать некие структурные «схемы» реальности, существующие по ту сторону видимого. Этот же тип на свой уникальный лад воплощали Николай Шеин, Иван Карпунов, Роман Коржов и другие представители «аналитической» линии самарского искусства.
Версия для печатиАвторизоваться через: |