19

Марта

1869 — Самарским губернатором Г.С. Аксаковым направлено...

1929 — Товарищ Луначарский посетил школу им. Л. Толстого...

1961 — В павильоне стадиона "Буревестник" открыт первый ...

1964 — Народный артист СССР Дмитрий Борисович Кабалевс...

Ещё события 19 Марта

Костел
 

Шпили костела

Один из главных и самых узнаваемых архитектурных шедевров Самары – это здание католического костела на улице Фрунзе. Его красные изящные 37-метровые готические шпили, буквально вонзающиеся в небосвод, хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

Автор: Андрей Кочетков

Практически с момента своего основания Самара влекла в себя представителей самых разных народов и конфессий. Помимо православных, в городе появились мусульмане (преимущественно татары и башкиры). Позже здесь поселились лютеране, иудеи, а также католики. Всем нужны были свои культовые постройки. По сравнению с культовыми сооружениями других вероисповеданий, история строительства католического храма в Самаре была, пожалуй, самой долгой и полной неожиданных поворотов .

Вопрос о постройке католического храма в Самаре поднял Егор Никитич Аннаев – купец Первой гильдии, а позже хозяин широкоизвестной в Российской империи кумысолечебницы.

 
 

Католический костел

К середине XIX века в городе  уже была достаточно многочисленная и влиятельная католическая община. Собственно, один из самых влиятельных католиков города – купец Первой гильдии, а позже хозяин широкоизвестной в Российской империи кумысолечебницы, Егор Никитич Аннаев – поднял вопрос о постройке католического храма. Начали возводить нынешнее здание лютеранской кирхи. Но грянуло польское восстание 1863 года, и католикам в Самаре в праве постройки храма было отказано. Поскольку многие польские семьи с берегов Волги были высланы в Сибирь, не набиралось необходимого количества прихожан для храма. Только в 1887 г. полякам все же разрешили построить костел. Сначала был возведен молитвенный дом – деревянная культовая постройка, которая и сейчас находится за современным кирпичным зданием (архитектор Т.С. Хилинский). В ней проводились службы, а на втором этаже жил священник. И только в 1906 году была проведена первая служба в новом самарском архитектурном шедевре – краснокирпичном храме пресвятого сердца Иисуса, хорошо знакомом каждому самарцу.

Только в 1887 г. полякам разрешили построить костел. Но строиться он начал в 1902 г.

 

Архитектурное решение костела для Самары очень необычно. Неоготические постройки были очень популярны в эпоху модерна. Но в губернии зданий с элементами готики наперечет (например, особняк Субботиной на улице Алексея Толстого, 30). Костел начал строиться в 1902 г. по проекту московского архитектора польского происхождения Фомы Осиповича Богдановича силами самарских архитекторов под руководством Щербачева и строителей. У волжского костела есть и «старший брат», который, правда, перерос своего предшественника. В 1904 г. в Москве на Малой Грузинской улице тот же Богданович возвел очень схожий по архитектуре костел Непорочного Зачатия, который превосходит самарский аналог по размерам. Но во время Великой Отечественной войны московский костел сильно пострадал и изначальный вид  приобрел только после реставрационных работ, проведенных в 1990-х. Самарский же католический храм сохранился в первозданном виде.

В советское время в здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, а затем клуб строителей.

 

Интересно, что прототип этих построек найти не так-то легко. Расцвет готики закончился в XVI столетии, и на смену ей пришли другие стили католической культовой архитектуры. Но если прогуляться по Вильнюсу, то можно увидеть прекрасный храм Святой Анны, который имеет поразительное сходство с самарским, только старше его более чем на четыре столетия. Вероятно, именно его использовал Богданович как прототип своих самарских и московских построек.

В советское время костел был закрыт. В здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, а затем клуб строителей. Администрация последнего учреждения пыталась перестроить внутреннюю часть костела, начинив его железобетонными конструкциями и сделав внутри многоэтажным. К счастью, строение было признано памятником архитектуры и никогда не перестраивалось. С 1938 г. в костеле разместился музей, что позволило до 1991 г. сохранить его в хорошем состоянии. Разве что были утрачены кресты со шпилей и орган.

В 1991 г. храм вернули верующим

 

В 1991 г. храм вернули верующим, и с тех пор он неоднократно реставрировался. Сейчас самарский католический костел, а также его надворные постройки (деревянный костел) числятся как памятник архитектуры федерального значения и охраняются государством.

Источники:
Каркарьян В.Г. Старая Самара: история, дома и люди: очерки по истории города и его архитектуре. Самара, 1998; Каркарьян В.Г. Самара – Куйбышев – Самара;   Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: заметки об архитектуре. Куйбышев, 1986;  Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышев, 1984.
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: