18

Ноября

1928 — 15-19 ноября в Самаре проходило I областное совещан...

1942 — При перелете из Молотова (ныне Пермь) у села Ново-...

1991 — Областное управление КГБ провело операцию по обе...

Ещё события 18 Ноября

Театр оперы и балета
 

Одной из главных архитектурных доминант центра Самары является площадь Куйбышева с расположенным на ней зданием Самарского академического театра оперы и балета (бывший ДК им. Куйбышева).

Автор: Андрей Гаврилов

Разобрать и вновь построить

Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена

 

До революции площадь долгое время называлась Соборной. В самом ее центре по проекту петербургского архитектора Эрнеста Жибера был построен кафедральный собор Самары. После революции площадь была переименована из Соборной в Коммунальную, а собор был закрыт. 2 января 1930 года пленум Президиума Самарского горсовета постановил: «Кафедральный собор передать Союзу строительных рабочих для переоборудования под Дом культуры Союза строителей». Группу, работающую над эскизным проектом реконструкции, возглавил сын Александра Александровича Щербачева — Петр Александрович Щербачев.

В марте 1930 года Москва отклонила проект реконструкции собора под Дворец культуры. Несмотря на все попытки Петра Щербачева убедить власти в целесообразности переоборудования здания, горисполком принял решение: «Учитывая, что приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки требует огромных средств и что даже при больших затратах невозможно переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем требованиям, и исходя из необходимости быстрого форсирования строительства нового Дома культуры, Президиум Горсовета постановил:

1. Здание бывшего кафедрального собора разобрать.

2. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры. 3. Объявить конкурс на составление проекта нового Дома культуры».

Дворец культуры имени Валериана Куйбышева – яркий пример советского неоклассицизма.

 

Было принято решение взрывать собор по частям. Взрывы производились по ночам, и, судя по документам того времени, разборка шла медленно и плохо. Кирпич сразу же шел на строительство Дома промышленности, Дома красной армии и Радиодома. Строительный мусор использовался для засыпки оврагов, строительства фундаментальной плиты под новый ДК, для строительства дамбы и других объектов. Все близлежащие улицы были завалены строительным мусором. Вывозить его не успевали, в связи с чем рядом со строящимся Домом промышленности был оборудован завод по переработке из мусора теплобетонных камней.

Дворец культуры имени Валериана Куйбышева – яркий пример советского неоклассицизма.

 

Внимание, конкурс

Был объявлен конкурс на проектирование Дворца культуры. Конкурсных проектов на постройку здания было как минимум шесть. Лучшим признали проект ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена. Судя по всему, он со временем дорабатывался, поскольку постройка отличается от конкурсного проекта авторов. В отличие от собора, Дворец культуры спроектирован не по центру площади, а смещен в сторону улицы Галактионовской.

Строительство Дворца культуры велось несколько лет и закончилось в 1938 году, после чего площадь Куйбышева приобрела нынешний вид. Вместо кафедрального собора в византийском стиле на площади расположился Дворец культуры имени Валериана Куйбышева — яркий пример советского неоклассицизма. Площадка перед зданием стала местом проведения многих мероприятий, парадов, празднеств. На этой площади 7 ноября 1941 года Ворошилов принимал военный парад. В 1938-м году перед зданием был установлен памятник Валериану Куйбышеву работы известного скульптора Матвея Манизера.

Окрест мест

Формирование архитектурного облика площади Куйбышева началось в 1920–30-х годах. Развитие ее, по большому счету, было хаотичным. Планы по обустройству пространства вокруг площади прервала Великая Отечественная война, и они так и не были до конца реализованы. Единственное, что имеет завершенный вид, — это территория самой площади со стоящим на ней ДК им. Куйбышева. Архитектура здания и планировка пространства вокруг него полностью отвечают запросам того времени. Т-образная площадь (авторы явно ставили себе задачу сделать ее не менее масштабной, чем Красная площадь в Москве) устроена таким образом, что территория между скверами по ширине соответствует ширине здания. Скверы способствуют грамотному переходу от ДК к окружающим площадь строениям, а гигантский открытый объем центральной части создает нужный эффект в восприятии массивного здания ДК в стиле сталинского ампира.

Дворец культуры имени Валериана Куйбышева – яркий пример советского неоклассицизма.

 

Фасад по центральной оси здания ДК рассчитан на восприятие с улицы Шостаковича, а весь фасад, созданный в неоклассическом стиле ориентирован на площадь. Он украшен колоннами с массивными капителями, в нишах — скульптурами рабочего и физкультурницы работы Василия Акимова и тематическими барельефами.

В 2006 году началась реконструкция здания, длившаяся 4 года. За это время был отреставрирован фасад и реконструировано внутреннее убранство театра. Зал со сценой приобрели традиционный облик оперных театров. Декоративные элементы фойе частично были отреставрированы, частично заменены на новые. Во время реконструкции активно использовался искусственный мрамор, позолота, наборный паркет и другие «богатые» материалы. Не оценивая художественной ценности новых интерьеров театра, можно сказать, что в результате реконструкции Самара приобрела настоящую оперу.

В 2006 году началась реконструкция здания, длившаяся 4 года.

 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: