18

Июля

1978 — 15-20 июля в Тольятти состоялись международные сор...

1985 — В Куйбышеве состоялось открытие XX Всесоюзной физ...

Ещё события 18 Июля

Четвертый подшипниковый
 

21 ноября 1941 года 4-й государственный подшипниковый завод выпустил первый подшипник. Эта дата считается днем рождения 4 ГПЗ. В 1996 году из состава предприятия было выведено ОАО «Завод авиационных подшипников». Сегодня завод специализируется на производстве подшипников для двигателей самолетов и вертолетов, а также высокоточных - для станкостроения. Подшипники предприятия применяются во всех российских авиадвигателях. Продукция ОАО «ЗАП» также используется в различных отраслях в широком спектре изделий военного и гражданского назначения: в ракетах, подводных лодках, кораблях, промышленных электродвигателях, танках, тракторах, автомобилях.

Автор: Юлий Кверель, ветеран труда, Почетный ветеран 4 ГПЗ

В августе 1942 года заводу впервые было присуждено знамя Госкомитета обороны, его он завоевывал всю войну, и знамя в конечном итоге осталось здесь на вечное хранение. За годы войны завод выпустил почти 50 млн подшипников.

 

В 1941 году, когда фашистская Германия начала блицкриг, Гитлер один из главных ударов своей авиации направил на важнейший нерв всей советской промышленности — первый подшипниковый завод в Москве. Горели корпуса, деревянные склады, бараки и дома в заводском поселке. Эти бомбардировки очень больно ударили по всей советской оборонке. Дело в том, что 1 ГПЗ был основным производителем подшипников. Начиная с 1936 года в стране начали строить 3 ГПЗ в Саратове, но он, конечно, не мог заменить первый подшипниковый. Понимая остроту создавшегося положения, руководство Наркомсредмаша направило своих ведущих специалистов в Куйбышев, Саратов, Томск и Свердловск на поиски подходящих площадок для эвакуации ГПЗ № 1. В нашем городе им больше всего понравился так называемый «Линдов городок».

В итоге 22 июля 1941 года председатель Госэвакокомиссии Шверник подписал решение об эвакуации 1 ГПЗ в вышеназванные города. А скоро правительство СССР приняло решение о назначении Куйбышева базовым центром расположения завода.

Каждые два-три дня в Куйбышев уходили составы, часть людей и оборудования отправили на баржах по Волге. 8 сентября первый эшелон москвичей прибыл в наш город. На месте их уже встречали руководители комиссии, выбиравшей место дислокации завода — Федор Дорофеев, Николай Икрянистов и Николай Першиков. Они показывали, какому цеху где располагаться. Люди селились в здания военного городка. В основном в казармах и конюшнях. Но бытовые условия — ерунда. На путях тогда имелся всего один паровой пятитонный кран, поэтому большую часть станков и другого оборудования пришлось разгружать вручную. Но несмотря на это, вскоре рабочим удалось запустить 2800 станков. Впрочем, все производство в «Линдовом городке» не поместилось. Часть оборудования по изготовлению конических подшипников разместили на Безымянском железнодорожно-ремонтном заводе «САЖЕРЕЗ», ставшим филиалом 4 ГПЗ.

14 октября 1941 года директором 4 ГПЗ был назначен Яков Юсим. Главным инженером предприятия стал Герц Лурье.

Подшипниковый аврал

Фронт ждать не мог. Для оборонных предприятий в первую очередь нужны были танковые подшипники. Но, увы, делать их в Куйбышеве было некому. ЦТП-2 во главе с Александром Васильевым отправили в Томск, куда он ехал целый месяц. Однако там места для большого цеха не нашлось, и тогда Госкомитет обороны вернул его в Куйбышев. Но к нам он добирался еще дольше. Благо отделение шариковых подшипников старшего мастера ЦТП-2 Михаила Ерусалимского сразу приехало на Волгу. Ему и поручили разыскать в привезенных из Москвы штабелях колец, заваленных снегом, нужный тип — 2208. Нашли. А чуть позже отыскали на речном причале и ящики с роликами 10×10, но время было упущено. В Челябинске стояли уже готовые танки без подшипников. Прилетевший в Куйбышев представитель ГКО предупредил Ерусалимского, что если 20 ноября подшипники не будут готовы, он его расстреляет. 21 ноября на предприятии собрали первую партию подшипников (почти 10000 штук), и представитель ГКО улетел с ними на Урал. Этот день и стали считать днем рождения ГПЗ № 4.

С каждым днем на заводе наращивали выпуск. В декабре 41-го собрали 62 тыс. подшипников. Всего же за годы войны завод выпустил почти 50 млн подшипников. В январе 1942 года в Куйбышев наконец приехал и ЦТП-2. Его разместили «на задах», в бывших вещевых складах военгородка. Но многострадальный коллектив во главе с Александром Васильевым сумел очень быстро развернуть производство, а к концу года уже полностью смог обеспечить оборонные предприятия не только танковыми, но и авиационными подшипниками.

За всю историю завода с конвейера 4 ГПЗ сошло более 8 миллиардов подшипников.

 

Знамя на хранение

Тем временем в августе 1942 года заводу впервые было присуждено знамя Госкомитета обороны, его он завоевывал всю войну, и знамя в конечном итоге осталось здесь на вечное хранение. 23 января 1943 года предприятие получило орден Ленина. Персональными орденами Ленина наградили Якова Юсима и Герца Лурье. Александру Васильеву и старшему мастеру Борису Перелыгину вручены ордена «Знак Почета». 22 марта 1943 года Герц Лурье, Александр Васильев, Яков Марусов (начальник опытного участка миниатюрных и приборных подшипников), Григорий Андросов (главный конструктор) получили Государственную премию СССР. Александр Васильев вскоре стал главным технологом предприятия. Его эра на 4 ГПЗ продлилась до 1987 года, когда он погиб в автокатастрофе.

Курс на модернизацию

Когда война закончилась, стало ясно, что работу предприятия нужно серьезно перестраивать. Руководство завода хорошо понимало, что дальше развиваться на устаревшем и изношенном оборудовании нельзя. Поэтому первым делом на предприятии создали экспериментально-технологический цех и станкоремонтное, а затем станкостроительное производство. Начало реконструкции совпало с назначением Александра Васильева уже на должность главного инженера. А главным технологом стал страстный изобретатель Федор Дорофеев. Станкостроительный же цех возглавил Дмитрий Шапошников, который любил все новое и передовое. В том же году безымянское производство конических подшипников преобразовали в 9 ГПЗ.

Развивалась и энергосистема завода. В 1948 году в строй ввели стационарную котельную, заменившую восемь паровозов, дававших тепло предприятию всю войну.

Под руководством Васильева начал работать цех специальных приборных и миниатюрных подшипников, который со временем вырос в отдельное большое производство — завод приборных подшипников.

17 мая 1950 года Якова Юсима освободили от должности директора с формулировкой «за неправильную кадровую политику», и предприятие возглавил Александр Васильев, главным инженером стал Федор Дорофеев, главным технологом — Иван Крук, а Дмитрий Шапошников был назначен главным механиком завода. Новая команда подняла 4 ГПЗ на небывалую высоту. В течение двух десятилетий удалось не только полностью реконструировать основное производство, но и построить, по сути, еще два завода.

14 января 1954 года начал работать филиал завода (ЗПП). В шестидесятые шло строительство главного детища Васильева, так называемого корпуса «А» для производства специальных моторных, тяжелонагруженных подшипников. Первую продукцию здесь дали 5 октября 1967 года.

«Титаны технической мысли»

В 1965 году с конвейера 4 ГПЗ сходило более 70% подшипников, необходимых для нужд оборонной промышленности. Выпуск достиг 200 млн в год. Авторитет Васильева был огромен. И вскоре его назначили заместителем министра автомобильной промышленности, а директором 4 ГПЗ стал Николай Рудаков, который пригласил главным инженером Дмитрия Шапошникова, а его заместителем по новой технике — Ивана Бондаренко.

Тандем Шапошников—Бондаренко на предприятии назвали «титаны технической мысли». Под их руководством в производство внедрили важнейшие технические новинки — жесткие опоры, искусственные алмазы «Эльбор», короткие автоматические линии, новые модели станков, раскаточные машины и многое другое.

В 1968 году закончилось строительство инженерного корпуса. В 1971-м — второй очереди корпуса «А», который 12 февраля 1996 года был преобразован в завод специальных подшипников.

В 1965 году с конвейера 4 ГПЗ сходило более 70% подшипников, необходимых для нужд оборонной промышленности. Выпуск достиг 200 млн в год.

 

Предприятие продолжало успешно работать и сохраняло лидерство в отрасли вплоть до конца 80-х годов прошлого века.

В октябре 1974 года за внедрение в народное хозяйство нового абразивного инструмента с эллиптическим карбидом бора — «Эльбора» — директор завода Николай Рудаков был удостоен Государственной премии I степени. А в 1976 году получил звание Героя Социалистического Труда.

3 октября 1981 года по настоянию министра автомобильной промышленности СССР Владимира Полякова для помощи 9 ГПЗ было создано производственное объединение ГПЗ-4 в составе 4, 9, 31 ГПЗ и РПЗ во главе с генеральным директором Рудаковым.

11 сентября 1986 года директор ГПЗ-9 Юрий Бубнов назначен генеральным директором ПО ГПЗ-4, а директором ГПЗ-9 стал Игорь Швидак.

В мае 1987 года Дмитрий Шапошников сделал свой последний вклад в развитие производственного объединения во главе 4 ГПЗ — добился передачи в состав ПО опытного завода технологического оборудования — ОЗТО. Директор Александр Богусонов, главный инженер Александр Юсим — сын первого директора 4 ГПЗ. После этого численность ПО превысила 44 тыс. человек.

Последние годы

Распад ГПЗ-4 начался в 1988 году. Именно тогда из состава ПО был выведен ГПЗ-9. К слову, став самостоятельным предприятием, «девятка» сумела пережить все трудные времена и сейчас успешно работает.

Распад ГПЗ-4 начался в 1988 году.

 

26 сентября 1991 года генеральным директором ПО ГПЗ-4 был назначен Леонид Лисин, его первым заместителем стал директор ОЗТО Александр Богусонов. В ноябре 1993-го производственное объединение было преобразовано в Самарскую подшипниковую корпорацию «Шар». Цель преобразования — дать входящим в корпорацию заводам большую самостоятельность и снять с них долги, но помогло это не всем. Сегодня четвертого государственного дважды ордена Ленина, когда-то крупнейшего в отрасли завода уже не существует. Доламывают последние корпуса. Производство подшипников в городе сократилось в 35 раз, и Самара больше не подшипниковая столица страны. Но дело не только в престиже — десятки тысяч человек остались без работы, а их профессия оказалась не востребована.

В 1980 году на 4 ГПЗ было 34000 работающих, в 1985 году — 31000; в 1995 году — 13300, в 2005 году — 2300. С 1 апреля 2007 года производство продукции на заводе прекратилось. За всю историю завода с конвейера 4 ГПЗ сошло более 8 миллиардов подшипников.

Город, конечно, обеднел, но былого не воскресить. Осталась память.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: