19

Марта

1869 — Самарским губернатором Г.С. Аксаковым направлено...

1929 — Товарищ Луначарский посетил школу им. Л. Толстого...

1961 — В павильоне стадиона "Буревестник" открыт первый ...

1964 — Народный артист СССР Дмитрий Борисович Кабалевс...

Ещё события 19 Марта

Газопровод родом из Поволжья
 

В настоящее время основным источником газообразного углеводородного сырья в нашей стране являются месторождения Крайнего Севера, расположенные, главным образом, на территории Ямало-Ненецкого национального округа. Однако не все знают, что впервые крупномасштабная добыча природного газа с целью использования его в промышленности и в быту была организована вовсе не в Сибири, а на территории Среднего Поволжья. И вот уже более 60 лет Самарская область занимает передовые позиции не только в разработке газовых месторождений, но и в деле практического использования «голубого топлива».

Автор: Валерий Ерофеев

Великая Отечественная война подтолкнула к использованию природного газа. Из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и БТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. Возникла необходимость в альтернативном топливе.

 

Никому не нужный природный газ

Во второй половине 30-х годов ХХ века в Сызранском районе была начата промышленная разработка нефтяных месторождений. Позже значительные запасы «черного золота» были обнаружены на территории Самарской Луки и в Куйбышевском Заволжье. При этом уже на первых порах переработчики столкнулись с одной немаловажной проблемой: как утилизировать нефтяные газы, которые всегда присутствуют в подземных породах и при вскрытии пласта устремляются на поверхность вместе с жидкими нефтяными компонентами?

На разных месторождениях процент содержания газа в нефти оказывался всегда различным. В основном его концентрация была небольшой и не могла мешать добыче «черного золота», однако на некоторых промыслах объемы природного газа в пластах оказывались настолько громадными, что он просто не давал нефти выходить из скважины.

Такие месторождения записывались в геологические карты уже не как нефтяные, а как нефтегазовые. При этом в 30-е годы в течение ряда лет они практически никак не использовались, находясь в законсервированном состоянии. Что же касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он в то время считался отходами производства и сжигался в факелах, которые и по сей день можно увидеть на некоторых самарских месторождениях. Правда, в 30-х годах на некоторых промыслах Азербайджана были попытки использовать попутный газ в качестве топлива, для чего сооружались внутризаводские газопроводы, но промышленного значения этот опыт тогда не имел.

Веская причина

Уже в те годы геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался: до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость — началась Великая Отечественная война.

Еще в самые первые ее месяцы в Куйбышеве, который в то время имел статус «второй столицы СССР», остро встала проблема скорейшей газификации промышленных предприятий, а также всей социальной сферы. Дело в том, что из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и БТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. И хотя еще с ноября 1941 года обе станции перешли на снабжение углем, добываемым в районе Караганды, уже вскоре выяснилось, что это топливо плохо соответствует технологическим требованиям, предъявляемым к нему ТЭЦ. В частности, в казахстанском угле было слишком много пустой породы, к тому же он поступал в открытых вагонах, из-за чего оказывался смерзшимся и перемешанным со снегом. Поэтому руководство располагавшегося в Куйбышеве Управления особого строительства НКВД СССР (сокращенно — УОС или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов и других предприятий оборонного характера, оказывалось вынужденным постоянно отвлекаться от возведения этих объектов. На железнодорожную станцию отправляли большие бригады заключенных, которые кирками и ломами разбивали смерзшуюся массу угля в вагонах — в противном случае разгружать их не было никакой возможности.

Эти и другие трудности в конце 1941 — начале 1942 года заставили руководство области и всей советской авиационной отрасли, к которой относились наиболее важные куйбышевские заводы, искать альтернативные источники энергоснабжения промышленных предприятий. Выход был найден в переводе Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей — в окрестностях городов Похвистнево и Бугуруслана.

В конце 30-х годов в этих местах, как и во многих других точках Среднего Поволжья, проводились геологоразведочные работы на нефть, однако вместо «черного золота» буровые станки здесь вскрыли подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда скважины были забиты, а в народнохозяйственных планах начало какой-либо эксплуатации похвистневских и бугурусланских газовых месторождений было отнесено на неопределенное будущее.

Первый в СССР газопровод

Вспомнить об этом источнике природного газа хозяйственникам пришлось в самое напряженное время Великой Отечественной войны. После обсуждения ряда вариантов для бесперебойного снабжения предприятий Безымянки топливом было решено в кратчайшие сроки проложить гигантский по тем временам газопровод, по которому газ можно было бы подавать в запасную столицу СССР из западных районов Оренбургской области.

Вопрос решался на уровне председателя Государственного комитета обороны СССР (ГКО СССР) Иосифа Сталина, который подписал секретное постановление № 1563с от 7 апреля 1942 года «О строительстве газопровода Бугуруслан—Куйбышев». Согласно этому документу, транспортировка топлива по трассе должна была начаться уже в декабре 1942 года. Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 млн кубометров газа в год, но уже к третьему кварталу 1943 года добытчики обязаны были выйти на прокачку через него 220 млн кубометров.

Мост

В соответствии с правительственным постановлением 20 мая 1942 года в областной столице было создано Управление строительства газопровода Бугуруслан—Куйбышев. Но несмотря на все усилия строителей, ввести трассу в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. На стройплощадках остро не хватало рабочей силы, особенно в первые месяцы, и поэтому на прокладку газопровода были переброшены 3 тыс. заключенных из Безымянлага УОС НКВД СССР, которые до этого были заняты на возведении авиационных заводов в Куйбышеве. Кроме того, зимой 1942-1943 годов из Баку в Куйбышевскую область срочно командировали 800 квалифицированных нефтяников, до этого уже имевших немалый опыт в прокладке трубопроводов. А чтобы еще больше увеличить темпы сооружения этого важнейшего объекта, по приказу ГКО СССР в соседней Башкирии начался демонтаж нефтепровода Ишимбаево—Уфа, трубы от которого затем перевозились в Бугуруслан и затем распределялись по будущей трассе.

Основной участок топливной магистрали между Куйбышевом и Похвистневом протяженностью 160 км был введен в эксплуатацию 15 сентября 1943 года. С этого дня ведет отсчет своей истории первое отечественное газотранспортное предприятие, которое сегодня, после неоднократной смены названия, именуется ООО «Газпром трансгаз Самара». А в конце декабря того же года к трубе подключили отрезок трассы от Бугуруслана до Похвистнева, после чего общая длина газопровода достигла 180 км. В то время эта газовая магистраль была крупнейшей в СССР.

Параллельно с подключением Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ к газопроводу шло строительство еще одного его участка, протянувшегося до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. Уже 31 декабря 1943 года вступил в строй участок топливной трассы от Безымянки до Мехзавода протяженностью 5,6 км. В общей сложности с сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбышева получили по новому газопроводу 260 млрд кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тыс. тонн каменного угля. Тогда же было подсчитано, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники в те годы высвободили от перевозки угля 20 тыс. вагонов, которые в трудное военное время были остро необходимы стране для перевозки оборонных грузов. Но во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала поступать сюда по нефтепроводу из района Зольного.

Еще в годы войны, после того как природный газ подали в котлы энергетических предприятий, началась массовая газификация жилых домов и социальных объектов Куйбышева и области — раньше, чем в Москве и Ленинграде. К 1950 году протяженность внутригородских газовых сетей в области превысила 200 км. В том году в области насчитывалось около 10 тыс. газифицированных квартир. Их число стало расти ускоренными темпами после того, как 27 декабря 1957 года был сдан в эксплуатацию газопровод Муханово—Куйбышев протяженностью 120 км.

И население обеспечили

Что касается подключения к газовым сетям сел и деревень Куйбышевской области, то в 50–60-е годы таких работ у нас практически не велось. Тем не менее уже в это время в регионе сложилась разветвленная сеть снабжения городских и сельских потребителей баллонным газом. В конце 60-х годов газовые заправки уже работали практически во всех районных центрах, где баллоны разной емкости наполнялись сжиженной смесью «бутан-пропан», а затем они развозились по селам. А в 1970 году в сельских районах началось массовое строительство магистралей местного значения для подачи сетевого газа. При этом первым селом, куда по новым сетям пришло «голубое топливо», стали Белозерки Волжского района, где 27 марта 1971 года зажглись газовые плиты сразу в 200 квартирах.

Массовая прокладка газовых магистралей к населенным пунктам Куйбышевской области началась с конца 70-х годов. До более отдаленных региона сетевой газ начал доходить только в 80-х годах.

 

В целом же все села Волжского района подключились к сетевому газу уже в середине 70-х годов. К тому времени начались работы по прокладке местных газовых магистралей в Ставропольском, Красноярском, Безенчукском, Кинельском, Сергиевском и ряде других районов нашей области. Положение в деле обеспечения «голубым топливом» сел и деревень еще более улучшилось после того, как 17 февраля 1974 года был введен в эксплуатацию газопровод Оренбург—Куйбышев. Тогда в нашей области появились дополнительные ресурсы для существенного расширения сельской газификации.

С конца 70-х годов началась массовая прокладка газовых магистралей к населенным пунктам Красноармейского, Нефтегорского, Приволжского, Кинель-Черкасского, Большеглушицкого, Шенталинского и других районов. До более отдаленных мест Куйбышевской области сетевой газ начал доходить только в 80-х годах.

Без риска замерзнуть

В послевоенные годы на энергетических объектах Куйбышевской области ускоренными темпами продолжалась замена топлива: вместо угля все больше и больше стали сжигать тяжелые нефтяные фракции (мазут) и природный газ. В частности, на основе собственных месторождений нефти 31 декабря 1947 года начала свою работу первая очередь Сызранской ТЭЦ, где вступил в эксплуатацию один котел и один турбоагрегат.

Следующим энергопредприятием области, работающим на нефти и газе, стала Новокуйбышевская ТЭЦ, предназначенная для обеспечения энергией строящегося Новокуйбышевского НПЗ. Первую очередь этой теплоэлектроцентрали сдали в эксплуатацию 1 октября 1951 года. При этом сам нефтеперерабатывающий завод заработал через месяц после пуска ТЭЦ. А дальнейшее строительство новых тепловых мощностей в Новокуйбышевске было вплотную связано с ростом промышленного производства. В начале 60-х годов здесь вошел в строй действующих завод синтетического спирта, а затем начал расширяться и реконструироваться нефтеперерабатывающий завод. В 1964 году из его цехов выделился ряд производств, на основе которых тогда же было создано производственное объединение «Новокуйбышевский нефтехимкомбинат». К тому времени в городе уже завершилось строительство ТЭЦ-2, также работающей на газе.

В связи с намеченным еще в начале 50-х годов сооружением крупных химических и нефтехимических предприятий в районе Ставрополя и Жигулевска здесь параллельно с возведением Куйбышевской ГЭС началось и строительство теплоэлектроцентралей. Первая очередь Ставропольской ТЭЦ была сдана в эксплуатацию 28 сентября 1960 года, когда здесь заработал котел мощностью 420 тонн пара в час.

Что касается областного центра, то к началу 70-х годов растущий город, число жителей которого перевалило за миллион, испытывал острую потребность в новых энергетических источниках. Выход был найден в строительстве Куйбышевской ТЭЦ на улице Алма-Атинской, работающей на газовом топливе. Ее первая очередь вошла в строй действующих 1 ноября 1972 года, а остальные в течение двух последующих лет. В тот же период в Куйбышеве уже работали Центральная и Привокзальная отопительные котельные, которые также работали на природном газе.

В течение последнего десятилетия в Самарской области не осталось ни одного крупного теплоэнергетического объекта, который бы не перевели на снабжение «голубым топливом». Одновременно на территории региона были закрыты десятки небольших котельных, которые ранее отапливались мазутом, а все потребители тепла, ранее поступавшего от этих объектов, оказались подключенными к крупным централизованным источникам. Такое решение, кроме перевода всей системы отопления нашей области с тяжелых нефтепродуктов на более дешевое газовое сырье, за счет снижения загрязненности выбросов помогло заметно улучшить экологическую обстановку во многих городах и поселках.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: