29

Мая

1862 — В своей должности был утвержден Николай Александ...

1918 — Передовые части восставшего чехословацкого корп...

1919 — Постановлением наркомата здравоохранения Серги...

Ещё события 29 Мая

Грушинский фестиваль
 

Сцена-гитара на Грушинском фестивале

В нескольких километрах ниже плотины Жигулевской ГЭС по течению Волги на левом берегу открывается вид на знаменитую Песенную Поляну, где на протяжении многих лет в первые выходные дни июля проходит знаменитый фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина.

Автор: Валерий Ерофеев

Путь к славе

Грушинский фестиваль по праву можно считать самым долгоживущим ежегодным музыкальным мероприятием на открытой площадке в России.

 

За годы, прошедшие после первого праздника песни, фестиваль стал культурным мероприятием мирового уровня: на самарский фестиваль теперь приезжают гости со всего света, в том числе, и из-за рубежа.

Что же касается Валерия Грушина, то для всех почитателей его таланта, в том числе и для бывших студентов Куйбышевского авиационного института, он навсегда останется 23-летним мальчишкой, пронзительно глядящим на нас со старых фотографий.

Его биография коротка. По окончании в 1960 г. средней школы, отработав почти два года слесарем на заводе, Валерий Грушин поступил в Куйбышевский авиационный институт. По воспоминаниям, все Грушины участвовали в художественной самодеятельности. Еще в старших классах школы Валера начал играть на гитаре, и когда достаточно овладел инструментом, стал активно участвовать в школьных вечерах. А еще заинтересовался турпоходами. По его словам, в жизни ничего не могло быть интереснее путешествий с рюкзаком и песен у костра под гитару. К своим 23 годам Грушин успел посетить Алтай, Саяны, Карпаты, Кольский полуостров, Урал и другие интересные места нашей необъятной страны.

Вскоре после его поступления в институт там появилось вокально-инструментальное трио "Поющие бобры", одним из организаторов которого как раз и был новый студент Грушин. По воспоминаниям друзей, Валера был душой любой компании, хорошо пел, сам сочинял стихи и музыку, причем из каждого похода непременно привозил новую песню, и часто даже не одну.

В память о Валерии

Он погиб 28 августа 1967 года в Иркутской области, спасая утопающих детей на реке Уде.

…Группа студентов-туристов из Куйбышева долетела до поселка Нерха. Переночевали на здешней метеостанции, а утром ее начальник решил отвезти на моторной лодке в Нерху гостивших у него сыновей Колю и Леню, а также племянницу Любу. Перегруженная лодка наскочила на камни, перевернулась, и люди начали тонуть. Валерий Грушин, не раздумывая, сбросил с себя штормовку и прыгнул в воду, помог девушке добраться до берега и снова поплыл к лодке... Больше на берег никто не вернулся: у Валерия, видимо, кончились силы, к тому же вода в Уде была ледяной, а течение очень сильным.

 

Валерий Грушин

Уже на следующий год все, кто знал и любил Валерия Грушина и его песни, решили почтить его память. Договорились не устраивать официальных траурных мероприятий, а собраться, как сейчас сказали бы, в неформальной обстановке – у костров, с гитарами – и всю ночь петь те самые песни, которые любил Валера. По словам бессменного президента "Самарского Областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина" Бориса Кейльмана, это было коллективное решение.

28 сентября 1968 года в Жигулях, близ урочища Каменная Чаша, собрались любители песни и просто приверженцы свободного отдыха на природе. Тогда это были только куйбышевцы – свыше 600 человек.

Только все собрались, погода, по воспоминаниям ветеранов фестиваля, испортилась. Пошел дождь, потом мокрый снег.

В первые годы барды выступали просто на берегу протоки. Потом сценой служил обычный дощатый плот. Форму гитары с белым парусом ему придали лишь в 1970 г.

 

В 1969 г. любители туристской песни собрались на той поляне, которая сейчас всему миру известна как "Фестивальная". Место всем понравилось сразу: рядом линия железной дороги, волжская протока, да и до реки не очень далеко. Сначала песни пели просто на поляне, но уже на третьем или на четвертом фестивале исполнители начали выступать у подножия горы, ныне известной под названием "Песенная", а слушатели стали располагаться на ее склоне.

В первые годы барды выступали просто на берегу протоки. Потом сценой служил обычный дощатый плот. В 1970 г. было решено придать ему форму гитары с белым парусом – самого известного символа самарского фестиваля. С того момента на "гитаре" проходили главные заключительные концерты, выступали практически все наиболее заметные представители авторской песни разных поколений: Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Клячкин, Галина Хомчик, Вероника Долина, Олег Митяев, Андрей Козловский, Тимур Шаов...

В последующие годы частыми гостями здесь также бывали Юрий Шевчук, Герберт Моралес, Сергей Калугин. Находилось место и инструментальным виртуозам – джазовому гитаристу Ивану Смирнову, балалаечнику Алексею Архиповскому, исполнителю русского фольклора Сергею Старостину, духовику Сергею Клевенскому, мастеру губной гармошки Владимиру Кожекину. "На гитаре" открывались новые имена в авторской песне. В разные годы лауреатами Грушинского фестиваля становились такие бардовские корифеи, как Олег Митяев и Владимир Ланцберг.

Запрещенная песня

В начале 1979 года Борис Кейльман попытался получить официальное приглашение у тогдашнего первого секретаря обкома ВЛКСМ Александра Долганина для приезда на фестиваль Владимира Высоцкого. К Долганину Кейльмана не пустили, что называется, даже на порог. Рядовые же сотрудники обкома, узнав о цели визита, в ужасе хватались за голову и говорили, что никто такой бумаги подписывать не будет, потому что Высоцкий – матершинник, хулиган, диссидент, антисоветчик и так далее. Кейльману удалось уговорить кого-то из аппаратчиков хотя бы передать Долганину его просьбу .

 

На Грушинском фестивале. Фото 1980-х гг.

На другой день он узнал, что вопрос о приглашении Высоцкого в Куйбышев решали "на самом верху". При этом сотрудники многозначительно показывали пальцем в потолок. Жест был понятен без слов: над обкомом комсомола тогда располагался обком КПСС. Кейльману передали слова тогдашнего первого секретаря обкома партии Евгения Муравьева: "Если они хотят, чтобы Грушинский фестиваль в нынешнем году стал последним, – пусть приглашают Высоцкого".

Так что Владимиру Высоцкому так и не удалось спеть на фестивальной поляне ни одной своей песни: партийные власти откровенно боялись его присутствия на песенном празднике. В 1979 г. фестиваль все равно оказался последним перед шестилетним перерывом. В 1980 г. его запретили под предлогом открытия в Москве в те же дни Олимпийских игр. Запрет растянулся вплоть до "перестроечных" лет. Лишь в 1986 г., когда отмечалось 400-летие Самары-Куйбышева, фестивалю при активной помощи тогдашнего первого секретаря Куйбышевского горкома КПСС Владимира Золотарева удалось буквально воскреснуть из пепла.

В конце 80-х годов Грушинский фестиваль словно бы переживал второе рождение. В те времена количество его гостей никогда не бывало меньше 100 тысяч человек, а в некоторые годы вплотную приближалось к 200 тысячам. Тогда на Грушинский приезжали всесоюзные знаменитости, хотя и не имеющие прямого отношения к музыке, но тем не менее любимые всем народом: поэт Евгений Евтушенко, телеведущий и знаток Борис Бурда, космонавт Георгий Гречко и многие другие. Одним словом, формат фестиваля в те годы стал гораздо шире туристических песен у костра под гитару.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: