13

Августа

1869 — Открыт первый Самарский лазарет, ныне окружной в...

1915 — В поселке Сердовино близ Сызрани начато строител...

1930 — Вышло постановление СНК СССР о создании в Самаре ...

1940 — 13 августа родилась Валентина Константиновна Пар...

Ещё события 13 Августа

Каменные гости

Самые известные в Самаре памятники соцреализма отметили юбилеи со дня своей установки

Автор: Валерий Ерофеев

Почти все самые известные памятники Самары, поставленные на улицах и площадях города в советскую эпоху, были по понятным причинам открыты в начале ноября, хотя и в разные годы

 

Старожилы наверняка помнят, что в СССР была незыблемая традиция — к очередной годовщине Октябрьской революции приурочивать различные торжественные события, будь то полет в космос или победа нашей хоккейной сборной. И, конечно же, накануне этой даты власти на местах также старались завершить какое-нибудь строительство — например, электростанции, мемориального комплекса или Дома культуры.

Памятник Ленину

Почти все самые известные памятники Самары, поставленные на улицах и площадях города в советскую эпоху, были по понятным причинам открыты в начале ноября, хотя и в разные годы. Одним из таких первых монументальных произведений соцреализма стал памятник вождю большевиков Владимиру Ленину, который торжественно открыли на площади Революции (бывшей Алексеевской) 7 ноября 1927 года — к 10-летию Октябрьского переворота. Автором памятника стал скульптор Матвей Манизер, который благодаря своим многочисленным работам уже в конце 30-х годов стал настоящим классиком соцреализма.

Мало кто знает, что скульптуру Ильича разместили на том самом постаменте, где раньше находился памятник Александру II, трагически погибшему в марте 1881 года от бомбы террориста. Открытие памятника императору состоялось в августе 1889 года. Но уже вскоре после отречения от престола Николая II в 1917 году памятник царю-освободителю на Алексеевской площади в Самаре забили досками. При Комуче в июне 1918 года скульптура Александра II вновь была открыта и предстала взору горожан. Однако почти сразу же после возвращения в Самару большевиков в октябре того же года царский монумент и все бронзовые детали постамента были демонтированы и отправлены на переплавку, а саму Алексеевскую площадь тогда же переименовали в площадь Революции.

Без какого-либо применения этот постамент возвышался над опустевшим сквером вплоть до 7 ноября 1927 года, когда на него водрузили фигуру Владимира Ленина. Однако в советское время ни в одном путеводителе по городу Куйбышеву и ни в одном массовом издании никогда не говорилось, что бронзовый Ильич занял место своего классового врага — российского самодержца.

Так площадь Революции стала местом проведения торжественных мероприятий, связанных с приемом школьников в пионерскую организацию, с празднованием всевозможных юбилеев и памятных дат, в первую очередь государственного значения.

На том же месте скульптура вождя пролетариата стоит и по сей день, хотя различные монархические движения не раз требовали возвращения памятника Александру II на его законное место.

Памятник Чапаеву

Немало историй связано и с легендарным красным комдивом Василием Ивановичем Чапаевым. Самарцы вспоминают о нем потому, что с 6 ноября 1932 года в нашем городе стоит хорошо всем известный памятник Василию Ивановичу, автором которого тоже был скульптор Матвей Манизер.

До сих пор можно услышать мнение, что 7 октября 1918 года Самару освобождало возглавляемое Чапаевым воинское подразделение — 25-я Николаевская дивизия. При этом якобы и сам Василий Иванович, как это воплощено в памятнике, первым ворвался в город на лихом коне, рубая шашкой врагов налево и направо.

Между тем в начале октября 1918 года Николаевская дивизия находилась примерно в 200 километрах южнее Самары, в районе Уральска. Но, несмотря на такую удаленность, подразделение легендарного комдива получило приказ: отвлечь на себя основные силы уральских казаков, чтобы те не смогли ударить в тыл и во фланг красным войскам.

Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях его ближайший соратник Иван Кутяков: «...Чапаеву было приказано не просто обороняться со своими двумя полками, а наступать на Уральск. Эта задача, безусловно, являлась непосильной для слабой дивизии, но Василий Иванович, беспрекословно выполняя приказы штаба армии, решительно двинулся на восток... Главные силы 4-й армии, двигавшиеся на Самару, были оставлены в полном покое... что позволило частям Красной Армии 7 октября 1918 года занять Самару».

Только в конце 1918-го и начале 1919 годов Чапаев несколько раз побывал в Самаре в штабе армии, которой в то время командовал Михаил Фрунзе. Впоследствии весной и летом полки чапаевской дивизии участвовали в боях против войск Колчака на востоке и юге нынешней Самарской области. Так что необходимо признать, что в советский период роль дивизии Чапаева перед Самарой была оценена вполне по заслугам.

Памятник Куйбышеву

В январе 1935 года Самара была переименована в честь умершего за несколько дней до этого советского и партийного деятеля Валериана Куйбышева. А уже в апреле крайком ВКП(б) и крайисполком приняли совместное постановление о возведении в нашем городе Дворца культуры, большой площади и памятника Куйбышеву. Работу над скульптурой поручили все тому же Матвею Манизеру, который до этого уже зарекомендовал себя созданием для Самары бронзовых монументов Владимира Ленина и Василия Чапаева.

Однако единого мнения не только о внешнем облике будущего центра города, но даже и о месте расположения на нем памятника Куйбышеву тогда не было. Одни авторы предлагали установить статую на высоком пьедестале в центре новой площади, другие хотели вознести ее на крышу Дворца культуры, а то и вовсе вынести памятник на улицу Рабочую.

Много лет говорят также о необходимости сооружения мемориала под условным названием «Безымянным строителям Безымянки», в котором следовало бы увековечить память о сотнях тысяч неизвестных рабочих и служащих Управления Особого Строительства.

 

Первоначально возведение всего комплекса предполагалось завершить в ноябре 1937 года — к юбилею Великого Октября. Однако из-за недофинансирования работ и неоднократной переделки документации завершить эти работы к 20-летию Советской власти так и не удалось. Хотя здание Дворца культуры уже строилось, окончательный вариант оформления будущей площади и памятника Куйбышеву бюро обкома ВКП (б) утвердило только в декабре 1937 года.

Работы по окончательной реализации проекта начались лишь в мае 1938 года, когда наконец-то были выделены необходимые для этого средства. На месте будущей площади развернулись беспрецедентные для того времени работы по бетонированию и укладке асфальта, которые окончательно завершились только в октябре. Но по поводу размещения на ней памятника Валериану Куйбышеву споры так и не прекратились.

В середине 1938 года Манизеру дали задание, согласно которому статуя должна была стоять на пьедестале высотой не менее 12 метров. Однако, по соображениям экономии, объем материала сильно урезали, и в итоге монумент оказался на постаменте гораздо ниже проектного. По этой причине голова у каменного Валериана Владимировича сейчас выглядит непропорционально большой, а вся его фигура кажется тяжеловесной и угрюмой. Говорят, что композитор Дмитрий Шостакович, увидевший скульптуру после приезда в наш город во время войны, произнес такую фразу: «Вот передо мной усталый человек, который взобрался на табуретку»...

Памятник Куйбышеву на пахнущей свежим асфальтом площади его имени был торжественно открыт 5 ноября 1938 года. Уже через день у подножия монумента прошло первое официальное мероприятие — военный парад и демонстрация трудящихся. Что же касается Дворца культуры, то официальное подписание акта о его сдаче в эксплуатацию состоялось лишь 30 декабря 1938 года.

Слово о памятниках

Разные времена порождают и разные памятники, это очевидно. Персональные монументы советской эпохи всегда имели ярко выраженную идеологическую направленность. Но вот некоторые самарские мемориалы постсоветского времени, как уже созданные, так и проектируемые, вызывают жаркие споры в среде самарской культурной общественности. У горожан порой создается впечатление, что многие памятники и скульптуры на наших площадях, улицах и набережных порой появляются случайно и бессистемно.

Между тем существует внушительный список известных личностей или событий, достойных того, чтобы в Самаре их увековечили в камне или бронзе. Вот только несколько примеров. Любой город мира считает честью для себя иметь на своей территории памятник своему отцу-основателю. В центре Москвы, например, возвышается конная скульптура Юрия Долгорукого, в Тольятти на берегу Волги стоит монумент в честь Василия Татищева. А вот в Самаре по сей день сиротливо лежит закладной камень, на котором начертано, что когда-нибудь здесь появится памятник основателю города Григорию Засекину.

Много лет говорят также о необходимости сооружения мемориала под условным названием «Безымянным строителям Безымянки», в котором следовало бы увековечить память о сотнях тысяч неизвестных рабочих и служащих Управления Особого Строительства, руками которых в годы войны была возведена эта историческая часть нынешней Самары.

В Самаре по сей день сиротливо лежит закладной камень, на котором начертано, что когда-нибудь здесь появится памятник основателю города Григорию Засекину.

 

В Самарской губернии родились писатели Алексей Толстой, Александр Неверов и Алексей Ширяевец (Абрамов), а также в разное время жили и работали такие всемирно известные деятели литературы, как Лев Толстой, Сергей Аксаков, Дмитрий Садовников, Александр Солженицын, Николай Гарин-Михайловский, Эдуард Кондратов. Именно в нашем крае художник Илья Репин писал этюды для своей знаменитой картины «Бурлаки на Волге». Также в Самаре жил и работал профессор Павел Преображенский, прототип главного героя повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Нельзя не сказать и о знаменитых людях советской эпохи, работавших в Самаре, — дважды Героях Социалистического Труда Дмитрии Козлове, Сергее Королеве, Викторе Литвинове и Николае Кузнецове. А сколько в Самаре родилось, скажем, покорителей земной орбиты — наши земляки Алексей Губарев, Олег Атьков и Сергей Авдеев, а также шестеро первых космонавтов, после полета проходивших реабилитацию в Куйбышеве, — Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова. Однако вместо них на площадке перед самарской ракетой «Союз» несколько лет назад появилась лишь похожая на куклу непонятная фигура в скафандре, уже прозванная в народе «космопупсом». Комментарии, как говорится, излишни.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: