17

Декабря

1702 — В первом (пробном) номере первой русской газеты «...

1714 — Петр I подписал указ об увеличении добычи серы на ...

1850 — 17 декабря (по старому стилю 6 декабря) император Н...

1871 — 17 (по новому стилю 29) в Самаре в семье купца 2-й гил...

Ещё события 17 Декабря

Иверский монастырь
 
10.11.2016
В сороковые годы XIX века у самарцев возникла мысль устроить в городе женский монастырь. Купцы И.Н.Синягин и М.Н.Назаров пожертвовали примыкавшую к Волге береговую полосу земли, затем были пожертвованы соседние участки. Территория монастыря составляла 7 десятин условно пригодной для строительства земли. Сегодня монастырь разросся и расцвел. Он вновь стал одним из духовных центров города. Возрождается золотошвейное искусство. У монастыря вновь есть загородные подворья.

Автор: Татьяна Горбачева

Сохранились предания о гибели иверских сестер. О том, как власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати монахинь, поверив, пришли к родной обители. Их погрузили на старую баржу, вывезли по Волге за пустынный остров и потопили вместе с баржей. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой истории не было найдено до сих пор.

 

Первые шаги обители

В конце 1850 г. была построена часовня с восемью кельями под ней и вокруг нее. В них обосновались первые насельницы. 12 марта 1855 г. император Николай I утвердил образование в Самаре женской общины под названием Иверская.

В том же году  преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил в обители небольшой деревянный на каменном фундаменте теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Храм строился около трех лет. Поставили его под горой, возвышающейся к востоку.

Обитель быстро росла и обустраивалась. К 1857 г. в подвале Иверского храма была устроена небольшая церковь для ранних литургий в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, были построены дома для священнослужителей, корпус для настоятельницы и три корпуса для сестер.

Со временем возникла необходимость в постройке вместительного храма с колокольней. Проект разработал губернский архитектор Маке. 17 сентября 1858 г. был заложен каменный трехпрестольный храм с пятью главами. Стены были отделаны под белый мрамор, поставлены многоярусные резные иконостасы. Это был самый высокий храм и первый в Самаре пример русско-византийского стиля. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, боковые – в честь апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери "Иверская" в золотой ризе с алмазами и изумрудами; Божьей Матери "Троеручица" в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

Духовный центр города

21 августа 1860 г. Иверская община была переименована в женский общежительный монастырь, и настоятельница Маргарита возведена в сан игуменьи.

В 1879 г. на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу. В конце 80-х гг. XIX века на территории монастыря был устроен водопровод.

В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери.

 

К 1890 г. Иверский монастырь превратился в настоящий городок. В его границах вместе с храмами было десять жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня (все деревянные), каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать и жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода становилась совершенно не пригодной для употребления. Иверская обитель стала духовным центром города.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери "Иверская" в золотой ризе с алмазами и изумрудами; Божией Матери "Троеручица" в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

 

В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери.

С этим знаменем 20 апреля 1877 г. Самара провожала ополченцев, отправлявшихся в Болгарию на помощь в борьбе за освобождение от турецкого ига. 19 июня 1877 г. под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства.

В 1981 г. в Болгарии была изготовлена и подарена Самаре копия этого знамени. Сейчас она хранится в областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина.

Разгром и запустение

В начале XX века монастырь был окончательно сформирован. Располагаясь ярусами на волжском склоне, взметнув к небу маковки церквей, он придавал панораме  города с Волги выразительность и красоту.

Обители принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбных ловли, хутор, колодец, огород и сад в семи верстах от обители. В монастыре проживали около 500 насельниц, здесь были свои больница и библиотека, золотошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная мастерские.

После революции и установления советской власти началось разрушение монастыря. В 1925 г. было принято решение о закрытии обители и поселении там рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1930 г. после постановления горсовета "О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты" были разобраны колокольня, храмы, ликвидированы ограда и склепы монастырского кладбища. Строения были приспособлены под помещения различных организаций, а часть передана в жилой фонд. Недалеко от могилы П.В.Алабина на месте склепа князя Кугушева были устроены уличный туалет и мусоросборник. На семь десятилетий Иверский монастырь исчез с карты города.

Однако в памяти самарцев обитель жила. Чудом уцелела могила городского главы Петра Владимировича Алабина.

Сохранились предания о гибели иверских сестер. О том, как власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати монахинь, поверив, пришли к родной обители. Их погрузили на старую баржу, вывезли по Волге за пустынный остров и потопили вместе с баржей. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой истории не  найдено до сих пор.

На круги своя

Возрождение монастыря началось в 1991 г., когда была зарегистрирована община Иверского монастыря. Возрождающейся обители было передано 0,79 га земли с сохранившимися постройками – трапезным храмом, домом игуменьи, зданием бывшей ремесленной мастерской и другими. 24 февраля 1993 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил первое с 1928 г. торжественное архиерейское богослужение. Он подарил монастырю икону Иверской Божией Матери, ставшую главной святыней обители. С августа 1994 г. монастырь возглавляет игуменья Иоанна (Капитанцева).

За годы возрождения монастырь разросся и расцвел. Сегодня он вновь стал одним из духовных центров города. Возрождается золотошвейное искусство. У монастыря вновь есть загородные подворья.

22 июня 2000 г. по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия состоялось обретение мощей чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова, причисленного к лику местночтимых святых. С этого времени мощи угодника почивают в Иверском монастыре в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: