19

Августа

1859 — В городе Самаре открыта женская гимназия.

1869 — 19 августа родился Михаил Иванович Аккер (1869- 1944гг....

1906 — 19 августа родился Гурьянов Емельян Филимонович (1...

1927 — Малый Совнарком РСФСР принял решение об учрежден...

Ещё события 19 Августа

Куйбышевская область в 1950-80-е годы
 

Здание Куйбышевского Дворца спорта, построенного в 1966 г. Ф.651. Оп.12. Д.1704

17.10.2016
После окончания Великой Отечественной войны жители Куйбышевской области вернулись к мирному труду. Перед ними встали новые, чрезвычайно сложные задачи: предстояло, прежде всего, восстановить народное хозяйство и ликвидировать последствия войны. А они были очень тяжелыми.

Автор: Ленар Васильевич Храмков, доктор исторических наук, профессор СамГУ, академик

 

Строительство АВТОВАЗа. Монтаж оборудования ремонтно-литейного цеха. Ф.651. Оп.12. Д.102

В области промышленного производства в послевоенные годы в Куйбышеве решался одновременно ряд сложных задач: переход с военного производства на выпуск мирной продукции, восстановление предприятий, расширение производства и ассортимента продукции, строительство новых предприятий, техническое перевооружение и освоение передовых технологий.

В годы четвертого пятилетнего плана (1946-1950) предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину. План предусматривал подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось планом также и снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д.

Рост промышленности

К 1946 г. в Куйбышевской области, в основном, было завершено строительство всех ранее запланированных промышленных предприятий. В марте 1948 г. на IX областной партийной конференции было отмечено, что перестройка промышленности на мирные рельсы, в основном, закончена, определены планы на будущее.

 

Общий вид строительства Волжской ГЭС. Октябрь 1955 г. Ф.651. Оп.12. Д.3275

В 1950-70 гг. были сооружены Волжская гидроэлектростанция, Волжский автомобильный завод, судоверфь, долотный завод, завод металлоконструкций, жиркомбинат, значительно расширялась Безымянская ТЭЦ.

Мощно развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность. Именно в Самаре (быв. Куйбышеве) были изготовлены две ступени ракеты-носителя «Восток», которая  вывела на околоземную орбиту космический корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.

Быстрыми темпами возводились предприятия нефтехимии: завод каталитического крекинга, завод синтетического каучука в г. Тольятти, завод по переработке пластических масс в г. Сызрани, Куйбышевский химический завод, Куйбышевский завод синтезспирта, Сызранский сажевый завод.

В апреле 1960 г. в ЦК КПСС был направлен рапорт о вводе в строй действующих предприятий Куйбышевского металлургического завода, в 1961 г. в строй действующих вошла первая очередь завода синтетического каучука. План валовой  продукции за 1962 г. промышленностью области выполнен на 103%.

В 1970 г. дала свою первую продукцию Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия», построены Жигулевская, Обшаровская, Подбельская птицефабрики.

 

В 1970 г. дала свою первую продукцию Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия», построены Жигулевская, Обшаровская, Подбельская птицефабрики.

В области сооружались Водинский серный комбинат, Новокуйбышевский завод синтетического спирта (первая очередь введена в строй действующих в 1957 г.), металлургический завод в г. Куйбышеве, завод синтетического каучука, реконструировались Чапаевский завод силикатного кирпича, Безымянский киркомбинат. Завершилась электрификация всей железнодорожной магистрали, проходящей по области.

Что же касается городка Ставрополя-на-Волге, то уже в середине 50-х годов, почти сразу же после переноса на новое место, занимаемая им территория стала стремительными темпами увеличиваться. К тому моменту, когда в 1964 году этот город был переименован в Тольятти, здесь уже был возведен ряд предприятий химической и строительной промышленности. Еще быстрее он стал развиваться после того, как правительство СССР приняло решение о размещении в Тольятти нескольких химических заводов-гигантов, а также крупнейшего в стране предприятия по выпуску малолитражных автомобилей. Как известно, после своего ввода в эксплуатацию в 1970 году АВТОВАЗ стал крупнейшим источником налоговых поступлений в бюджет Куйбышевской области. В итоге в 1970-е годы Тольятти стал вторым (после Куйбышева) городом нашей области по численности населения и по объемам промышленного производства.

ГЭС

Постановление Совета Министров СССР о строительстве ГЭС в нашей области на реке Волге было принято в августе 1950 г. Уже в феврале следующего, 1951 г. был вынут первый кубометр грунта для котлована здания будущей ГЭС. В августе 1958 г. правительственная комиссия подписала акт приемки всех сооружений гидроузла в эксплуатацию, 10 августа в Жигулевске состоялся митинг, посвященный окончанию строительства Куйбышевской ГЭС.

Мощно развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность. Именно в Самаре (быв. Куйбышеве) были изготовлены две ступени ракеты-носителя «Восток», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.

 

АВТОВАЗ

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию в городе Тольятти автозавода с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

 

Выпуск трёхмиллионного автомобиля «Жигули». 1976 г. Ф.651. Оп.12. Д.180

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодежь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода – корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции, в основном, повторявших итальянскую модель FIAT-124, но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше срока, что позволило стране сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода с рачетом выпуска 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года – после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Проектная мощность завода – 660 тысяч автомобилей в год.

Как известно, после своего ввода в эксплуатацию в 1970 году АВТОВАЗ стал крупнейшим источником налоговых поступлений в бюджет Куйбышевской области.

 

Строительство

В мае 1949 г. в обкоме КПСС состоялось совещание по вопросу корректировки генерального плана г. Куйбышева. В области активизировалось жилищное строительство. Если в 1946 г. было сдано в эксплуатацию 39 тыс. кв. метров, то в 1953 г. – 261 тыс. кв. метров жилой площади. И все же, несмотря на значительное жилищное строительство, г. Куйбышев испытывал большую нужду в жилой площади. Только в списках остронуждающихся на получение квартир в апреле 1957 г. состояло 30 тысяч человек, или 11% населения города. Люди жили в ветхих бараках, подвалах, кухнях.

С 1958 г. строительство жилых домов велось массивами, по наиболее экономичным типовым проектам, с малометражными квартирами. Широкое внедрение получили дешевые сборные железобетонные конструкции, возводимые за 4-5 месяцев.

Строительство набережной предусматривалось еще в 1939 г. Были проведены частичные работы по сносу некоторых зданий и намыву песка для площадок. Но в связи с войной (1941-1945 гг.) строительство прекратилось. 4 декабря 1953 г. первый секретарь обкома КПСС М.Т.Ефремов обратился в ЦК КПСС с просьбой рассмотреть вопрос «О создании в городе Куйбышеве благоустроенной и красивой набережной с застройкой берега многоэтажными домами» и выделить городу на эти цели 5 млн. руб.

В 1946 году положение в сельском хозяйстве усугубилось сильнейшей засухой, вызвавшей серьезный кризис и голод в деревне. Одним из средств борьбы с засухой было признано насаждение полезащитных лесополос, начавшееся особенно активно с 1948 года.

 

Нефтедобыча

В первые послевоенные годы в области активно развивалась нефтедобыча, вводились в эксплуатацию крупные нефтяные месторождения, строились  нефтеперерабатывающие предприятия. Сразу же по окончании войны буровые работы развернулись и в Куйбышевском Заволжье, где к середине 1950-х годов были открыты богатейшие нефтяные месторождения, самыми крупными из которых и поныне являются Мухановское, Кулешовское, месторождения Волго-Уральского нефтеносного района «Второго Баку».

Первый фонтан «черного золота» ударил из недр нашего края в 1936 г. близ Сызрани. В 1944 г. началась разработка нефтяных запасов также и на Самарской Луке. Особстрой начал возведение завода 443, или крекинг-завода (впоследствии – Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод).

Силами заключенных Безымянлага в феврале 1947 г. завершена прокладка почти 50-километрового нефтепровода «Зольное-Кряж» (первая очередь была сдана в эксплуатацию вскоре после окончания ВОВ – 8 сентября 1945 г.). Нефтепровод позволил подавать сырье на крекинг-завод из вновь открытых месторождений, а также на Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

В 1945 г. близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) был заложен ряд объектов будущего Куйбышевского нефтехимкомбината.

В августе 1949 г. на Самарской луке открыто нефтеносное месторождение «Стрельный овраг». В октябре 1951 г. был введен в эксплуатацию Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

Среднесуточный уровень нефтедобычи в 1958 г. вывел куйбышевских нефтяников на третье место в стране.

 

Подъём паров в колхозе «Большевик» Кинель-Черкасского района. Май 1949 г. Ф.651. Оп.12. Д.2414

Сельское хозяйство

Если в промышленности успехи были очевидны, то сельское хозяйство области значительно отставало: низкая урожайность, острая нехватка рабочей силы, слабо росло поголовье скота, невелика была его продуктивность. В 1946 году положение усугубилось сильнейшей засухой, вызвавшей серьезный кризис и голод в деревне. Одним из средств борьбы с засухой было признано насаждение полезащитных лесополос, начавшееся особенно активно с 1948 года.  За 1949-1951 гг. были полностью радиофицированы все районы области, началась электрификация колхозов.

Удачно складывались для сельского хозяйства области 1959 и 1960 гг.: был перевыполнен план хлебозаготовок .

Рост объектов культуры и образования

В 1970-80-е годы в Куйбышеве были возведены Дворец спорта, Дом актера, кардиологический центр.

Росла сеть культурно-просветительских учреждений, возникали новые (например, Волжский народный хор). Увеличилось число клубов, библиотек, театров, музеев.

Именно в эти годы были открыты Государственный университет, Государственный институт культуры, Институт инженеров железнодорожного транспорта. Активизировали работу творческие организации – Союз писателей, студия кинохроники, Союз художников.

Итого

По темпам промышленного и культурного развития Куйбышевская область в 1950-1970 гг. занимала одно из ведущих мест в РСФСР. В послевоенные годы здесь оформились несколько мощных промышленных узлов, которые были тесно связаны со всеми народнохозяйственными центрами страны и оборонным сектором. Куйбышев превратился в военно-промышленный мегаполис, став при этом «закрытым» городом.

По книге «Наш край». Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. – Самара, 2003. 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: