
Населенный пункт под названием Безымянка впервые появился на карте губернии после того, как в 1875 году от Самары в направлении южноуральского города Златоуста началась прокладка железнодорожной магистрали. К 1896 году для увеличения пропускной способности на всем протяжении дороги было построено 76 разъездов. Один из них, расположенный в 15 верстах от губернского центра, и получил название Безымянка - по имени протекавшей здесь маленькой речки. В начале прошлого века этот разъезд уже именовался станцией.
Автор: Валерий Ерофеев
Уже в 1942 году за счет эвакуированных с запада страны рабочих, служащих промышленных предприятий и членов их семей число жителей Безымянки превысило 200 тысяч человек.

Пригородный поселок
Именно здесь в соответствии с постановлением Комитета обороны СССР №
Вообще-то к началу
Здесь, за прибрежными поселками Запанской и Новый Оренбург, в полосе между линией железной дороги и речным берегом, в сторону Кинеля тянулась сплошная стена густого леса. Вся эта огромная территория располагалась вдоль линии железной дороги — лучшего места для компактного размещения крупных оборонных предприятий и не придумаешь. Поэтому осенью 1940 года здесь заложили огромную стройплощадку — для важнейших промышленных объектов государственного значения.
Но вскоре стало очевидным, что такая большая стройка вряд ли будет возможна без создания вокруг нее рабочего поселка, рассчитанного на
Впрочем, после начала Великой Отечественной войны население нового района существенно превысило запланированную цифру. Уже в 1942 году за счет эвакуированных с запада страны рабочих, служащих промышленных предприятий и членов их семей число жителей Безымянки превысило 200 тысяч человек. В дальнейшем население областного центра также продолжало расти, увеличившись за годы войны с 350 до 600 тысяч человек. Тем самым, благодаря невиданным для мирного времени темпам индустриализации, Куйбышев к середине ХХ столетия вошел в десятку наиболее развитых в промышленном отношении городов СССР.
Кировский район
К началу 1942 года на Безымянке были возведены жилые барачные кварталы и прочие постройки для вольнонаемных рабочих и служащих, не считая территории Безымянлага, огороженной высокими заборами с колючей проволокой. К этому времени от улицы Полевой до
Это и было сделано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 марта 1942 года. В соответствии с этим документом в Куйбышеве создавался Кировский район за счет разукрупнения Молотовского сельского района, а также включения в его состав территорий комплекса заводов Безымянки, поселков Зубчаниновка, Красная Глинка и Управленческий.
Согласно первоначальным планам правительства, силами Особстроя и Безымянлага в окрестностях Куйбышева предполагалось возвести два авиационных завода, в проекте получивших номера 122 и 295, моторный завод № 337 и заводской аэродром, произвести реконструкцию и расширение Куйбышевской ТЭЦ (ныне Куйбышевская ГРЭС), а также завершить строительство Безымянской ТЭЦ.
К началу 1942 года на Безымянке были возведены жилые барачные кварталы и прочие постройки для вольнонаемных рабочих и служащих, не считая территории Безымянлага, огороженной высокими заборами с колючей проволокой.
Однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила правительство внести в эти планы существенные коррективы. Конечным результатом грандиозной работы Управления Особого Строительства и Безымянского лагеря НКВД СССР стали десятки промобъектов, которые работают и сейчас.
Красноглинский район
Уже через три месяца после образования в областном центре Кировского района выяснилось, что созданная в таком виде новая административная единица слишком велика по площади и неудобна в управлении. Расстояние от станции Безымянка до поселка Красная Глинка составляло почти 25 километров — почти втрое больше, чем до кварталов старой части города. К тому же здесь по решению правительства разместились крупные промышленные предприятия, эвакуированные с запада страны, вокруг которых в 1942 году уже образовались рабочие поселки.
Еще в предвоенные годы началась прокладка автогужевой магистрали из старого города в сторону поселка Управленческий, где в то время располагалось управление строительством будущей ГЭС. Хотя эта «стройка коммунизма» в итоге оказалась законсервированной, Семейкинское шоссе (ныне Московское) вскоре вышло за границу города и протянулось до райцентра Красный Яр. А еще одна шоссейная дорога тогда же была проложена от Безымянки до Красной Глинки. Кроме того, до этого поселка добрались линии электропередачи от Безымянской ТЭЦ, магистральный газопровод, линии связи и другие коммуникации.
К лету 1942 года население северной части тогдашнего Кировского района приблизилось к 100 тысячам человек. Назрела необходимость еще одного административно-территориального преобразования, что было сделано принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июля 1942 года. Согласно ему, из ранее образованного Кировского района областного центра выделялся еще один городской район, получивший название Красноглинского.
Одним из основных его промышленных предприятий стал завод № 207, он же — Центральный механический завод. На протяжении всех военных лет в здешних производственных цехах шел непрерывный процесс изготовления цельнометаллических бронированных корпусов для легендарных самолетов Ил-2. Без этого важнейшего элемента конструкции просто не было бы этой «летающей крепости», как в то время называли лучший штурмовик Второй мировой войны. Готовые бронекорпусы отправляли затем в сборочные цеха заводов № 1 и № 18. А в начале 1942 года вокруг завода № 207 уже вырос рабочий поселок, впоследствии получивший название Мехзавод.
В соседний поселок Управленческий из Москвы тогда же эвакуировали завод № 145 имени Кирова, на базе которого здесь впоследствии был образован секретный опытный завод № 2. В 1946 году сюда на должность главного конструктора был приглашен мало кому тогда известный инженер Николай Кузнецов. Так начиналась история предприятия, которое в постперестроечные годы получило всемирную известность под названием ОАО «Самарский научно-технический комплекс (СНТК) имени Н.Д. Кузнецова», а до этого именовалось также заводом № 276, Куйбышевским моторным заводом и Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд». Ныне оно вошло в состав ОАО «Кузнецов», и по сей день стоит в ряду крупнейших в России предприятий по разработке и созданию авиационных и ракетных двигателей.
Факт о том, что инфраструктуру Кировского и Красноглинского районов в годы войны возвели заключенные лагерей НКВД, на протяжении многих десятилетий имел гриф «Совершенно секретно».
В марте 1943 года все возведенные Особстроем коммунальные, транспортные и социально-бытовые объекты Кировского и Красноглинского районов отдельным секретным постановлением правительства были переданы из структуры НКВД на баланс Куйбышевского горисполкома. И поскольку данный факт на протяжении многих десятилетий имел гриф «Совершенно секретно», из открытых изданий и справочников советского времени нельзя было узнать, какая именно организация строила рабочую Безымянку. О том, что почти всю здешнюю инфраструктуру в годы войны возвели заключенные лагерей НКВД, публично разрешили говорить и писать только в
Результаты работы Особстроя
Самолетостроительный завод № 1, перевезенный из Москвы и разместившийся на территории, первоначально предназначенной для завода № 122 (в дальнейшем — завод имени И.В. Сталина, а ныне РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»);
Самолетостроительный завод № 18, переехавший из Воронежа на территорию, предназначавшуюся для завода № 295 (впоследствии — Куйбышевский авиационный завод, теперь — АО «Авиакор»);
Моторный завод № 24, разместившийся на площадке, отведенной для завода № 337 (позднее — моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе, сейчас — АО «Моторостроитель»);
Завод стрелкового вооружения № 525 (в военное время — завод «Машстрой», а затем — производственное объединение «Металлист»);
Агрегатный завод № 35 (агрегатное производственное объединение);
Завод гидроавтоматики № 305 (производственное объединение «Гидроавтоматика»);
Завод аэродромного оборудования № 454;
Завод самолетных бронекорпусов № 207 (впоследствии — Центральный механический завод, АО «Салют»);
Заводской аэродром (ныне — аэродром «Безымянка»);
Карбидный завод (кислородно-карбидный завод);
А также — продовольственные склады на Красной Глинке (впоследствии — склады Госрезерва), гравийные и известковые карьеры в Сокольих горах, а также множество социально значимых объектов, сотни километров коммунальных сетей и линий связи, шоссейные и железные дороги и другие элементы городской инфраструктуры.
Уже после начала Великой Отечественной войны Особстрою было поручено также построить нефтеперерабатывающий завод неподалеку от поселка Стромилово (завод № 443), радиостанцию близ села Старо-Семейкино (объект № 15) и еще множество других предприятий в Куйбышеве и Куйбышевской области.
Версия для печатиАвторизоваться через: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |