13

Июня

1849 — В Самаре состоялось первое публичное гулянье в С...

1850 — 13 (по новому стилю 25) июня в Самаре произошел ката...

1884 — В Самаре начались гастроли артистов императорск...

1911 — В Самаре через реку Самару было открыто движение ...

Ещё события 13 Июня

Съёмки фильма «Метро» в Самаре: как самарский метрополитен стал московским
24.05.2024

В Самарской области снималось немало художественных фильмов. Начиная от совсем уж ранних лет — «Тимур и его команда» (1940), «Хождение по мукам» (1957), «Тревожные ночи в Самаре» (1969) и заканчивая более поздними кинолентами. Среди поздних стоит отметить «Жизнь и судьба» (2012), «Елки 3» (2013), «Вокзал для своих» и «Только не они» (2014). Но один фильм всё же выделяется особо. Ведь не так много в российском кино проектов, когда столица России переносится в провинцию. Речь о фильме-катастрофе «Метро», съёмки которого начались 6 мая 2011 года.

В Самарской области снималось немало художественных фильмов. Начиная от совсем уж ранних лет — «Тимур и его команда» (1940), «Хождение по мукам» (1957), «Тревожные ночи в Самаре» (1969) и заканчивая более поздними кинолентами. Среди поздних стоит отметить «Жизнь и судьба» (2012), «Елки 3» (2013), «Вокзал для своих» и «Только не они» (2014). Но один фильм всё же выделяется особо. Ведь не так много в российском кино проектов, когда столица России переносится в провинцию. Речь о фильме-катастрофе «Метро», съёмки которого начались 6 мая 2011 года.

В Куйбышеве первая очередь подземки открылась в декабре 1987 года. Это было пятое метро, открытое в России. Сегодня мало кто знает, что метро в Самаре могло бы и не быть. Вопрос о его целесообразности обсуждался в 1968 году, когда председатель Исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов Алексей Росовский выдвинул инициативу по разработке технико-экономического обоснования строительства метрополитена. Было много спорных вопросов. В частности, некоторые представители власти предлагали вместо метро строить скоростной трамвай. Победил метрополитен.

 

Началось всё с того, что московский метрополитен снимать фильм запретил категорически. Более того, было отказано вообще в каком-либо сотрудничестве, из-за чего даже списанные вагоны для съёмок продюсерам пришлось тоже покупать. Сразу же на ум пришла Беларусь — к примеру, прогремевший мюзикл «Стиляги» частично снимали в Минске, на вполне себе «советских» улицах, временно ставших центром Москвы. Но отказали и там; причиной стал теракт на станции «Октябрьская» в Москве. Но в итоге получили разрешение от самарского метрополитена.

Был один нюанс — создатели положили в основу фильма реальные события 1974 года в ленинградском метро, когда плывун порушил тоннели Кировско-Выборгской линии. В итоге какие-либо намёки на «документализм» решили и вовсе стереть: как таковое, московское метро в фильме не фигурирует — вместо «Тушинской» есть станция «Садовая», вместо «Спартака» есть «Бородинская», то есть, вымышленные названия. Однако то, что дело происходит в Москве, всё равно зрителям дали понять — вход на «Садовую» и финальную сцену сняли в Москве.

Московские коллеги решили вообще никакого вклада в создание фильма не вносить: отказались даже выделять поезда для съёмок, то самарский метрополитен один поезд на съёмки дал — его сняли в двух ролях, в смысле, сначала в роли поезда под одним номером, потом в роли другого. Дополнительно использовался и построенный в натуральную величину тоннель метрополитена протяжённостью в 117 метров.

Главной сложностью для актёров стало...главное (неодушевлённое) действующее лицо — вода. Прибытие плывуна снималось с помощью огромного 15-ти метрового бассейна глубиной в 1 метр, в котором актёрам регулярно приходилось сидеть. Всё это установили на строящейся тогда станции «Алабинская», которая временно назвалась «Бородинской».

 

В метро тогда было холодно, многое снималось ночью, и, хотя воду в бассейне нагревали, приятного в этом не было ничего: актёры даже носили под одеждой гидрокостюмы. Самарские актёры (театральные!) тоже приняли участие в фильме — правда, в массовке. Всего пригласили около 800 местных — как актёров, так и простых горожан. Что касается самарских актёров, то среди них оказались артисты «СамАрта» Алексей Елхимов, Игорь Рудаков, Елена Туринская, Юрий Земляков, Любовь Долгих и даже сам худрук театра «Крылья» Андрей Матякин.

Кастинг среди местных жителей проходил в Самаре в несколько этапов. Всего через отборочное сито прошло около 3000 человек, из которых и остались вышеупомянутые 800 человек. Интересно, что по условиям съёмки одеты все должны быть в лёгкую верхнюю одежду, одежда не должна быть красной. Ну а продолжительность 1 рабочей смены составляла 12 часов.

 

Результат?

Начнём с того, что съёмки такого фильма стали событием как для самой Самары, так и для российского кинематографа в целом. Взаимосвязь объяснима: «Метро» режиссёра Антона Мегердичева стала для России первой картиной в подобном жанре за 25 лет. Ну а то, что столь эпохальное для российского кино событие происходило в Самаре, делает честь уже самому региону.

Про метро в Самаре не забывают — так осенью 2022 года Самарской области губернатор региона Дмитрий Азаров добился выделения кредита под достройку первой линии метрополитена. Сумма выделенных средств составила порядка 10,4 млрд рублей. Можно сказать, что ничто не мешает новым кинематографическим проектам, где бы понадобились соответствующие локации.

И это, кстати, не шутка. В 2024 году директор Самарского метрополитена Сергей Шамин, вспоминая о съёмках, говорил, что фильм «Метро» стал в какой-то степени прорывным. Дело в том, что после выхода картины в прокат к дирекции метро обращались и другие творческие группы, но до реализации идей так и не дошло. Что же, вполне возможно, мы ещё увидим где-нибудь на экране знакомые самарские подземные интерьеры!

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: