В наши дни, при возникновении нового направления в искусстве, ему в большинстве случаев немедленно дается название, так сказать, присваивается марка, поэтому в обиходе современного искусствоведения имеется значительное число наименований отдельных стилей.
Ничего подобного не было в прошлые периоды европейской истории. Когда появлялась и получала признание новая «манера» в искусстве (так со времени ренессанса назывались направления в искусстве), то ее так и называли просто «новой» манерой или модой.
Архитектурные стили средневековья также получили свои наименования позднее, когда археология искусства начала изучать последовательные периоды средневекового зодчества. Арсисс де Комон, основатель археологии средних веков во Франции, предложил название романских» для построек, являющих несомненное родство с античными римскими зданиями, подобно родству, существующему между языками современных латинских стран и античной латынью.
Название это удерживается в продолжение ста лет, хотя оно оказывается трудно приложимым к ряду произведений, поскольку формальные влияния в искусстве были далеко не так единообразны, как в области развития языков, по аналогии с которыми было избрано упомянутое название.
Более раннее происхождение имеет наименование «готический» для стиля, развившегося в грандиозных сооружениях XIII столетия. Особенности техники этого стиля назывались в средние века «новой модой» или же «французской манерой» в зодчестве. В Германии, в городе Бад-Вимпфене, в 1268 году должен был строиться новый собор. Совет епископов пригласил зодчего из Парижа — «из города Парижа, что во французской земле». Зодчий должен был возвести постройку «из тесаного камня по французскому способу». Указанное название готического стиля, по-видимому, еще долго жило в народной памяти. Филибер Делорм, великий зодчий Фонтенбло, пишет, например, в XVI веке о готике, как о «строительной технике, которую рабочие называют французской модой» и «которую он не склонен обесценивать».
Итальянскими зодчими эпохи Возрождения термин «готический» применялся чаще всего как синоним прилагательного «варварский»— так, Леон Баттиста Альберти применяет это выражение в смысле глубочайшего презрения. «Французская манера» получила небольшое распространение в Италии XII и XIII веков в церковном зодчестве, преимущественно в монастырских церквях; однако уже в XIV столетии культура ренессанса восстает против чужеземного архитектурного направления, которое поэтому вскоре исчезает.
В XVI столетии ренессанс проникает во Францию; и здесь средневековое искусство вскоре начинают тоже именовать как «варварское», «готическое».
Выступающая на историческую сцену новая эпоха начинает борьбу против феодализма, против идеологического выразителя последнего — католической церкви. С особенным пылом подвергается нападению феодальная архитектура. Ж. Ж. Руссо ощущает средневековую архитектуру как позор французской нации. Он пишет: «Порталы наших готических церквей высятся позором для тех, кто имел терпение их строить»? Для хорошего патриота остается один путь — их разрушить. Неудивительно поэтому, что народные массы великой буржуазной революции 1792 года сорвали свой гнев против феодализма на памятниках средневековья, причем были полностью или частично уничтожены многочисленные здания.
Это, однако, далеко не удовлетворило многих революционеров из среды буржуазной интеллигенции. На одной парижской художественной выставке в 1800 году демонстрировались макет и в подробностях разработанный проект способа «как могут быть уничтожены огнем готические соборы».
Предлагалось основной опорный столб центрального нефа заменить в нижней части деревянными брусьями, которые должны были одновременно выгореть от костров, искусно расположенных вокруг, и «здание рухнуло бы в срок не более десяти минут».
В XIX веке буржуазия начинает проникаться пониманием готики. Реакционная буржуазная романтика начинает живо интересоваться средневековьем. Именно то «загадочное», что смущало «глаза и душу» Монтескье, начинает восприниматься как нечто значительное. Буржуа следует примеру Наполеона и ищет союза с церковью теперь уже против нового класса — пролетариата. Он восхищается «мистическим» полумраком соборов, которые способны пробудить в массах теперь желательное религиозное чувство.
Буржуазная романтика пустила в Германии более глубокие корни, чем во Франции. Этому обстоятельству и обязано своим развитием представление, что готика является творением «германского духа».
Подобное представление могло распространиться тем легче, что во Франции еще не утихла борьба сторонников классицизма против готики. Они стремятся вычеркнуть готическое искусство из национальной истории искусств и, следуя примеру Ж. Ж. Руссо, определяют это искусство как позор нации. В 1857 году представитель этого направления пишет: «Оставляя наконец в стороне спор, долженствовавший решить, где именно — в Англии, Германии или во Франции — была открыта готическая архитектура, для нас абсолютно безразлично, в какой провинции или в какой трущобе была обнаружена первая стрельчатая арка, я задаю себе вопрос об идеях, которые вдохновляли готическое искусство, и не нахожу среди них ни одной, которую можно было бы считать французской». И даже еще в 1890 году солидный археолог, специалист по средневековью, Куражо учил, что готика, будучи антиподом всего классического, является выдающимся проявлением «варварско-германских» взглядов на искусство.
И в новейшее время существует у искусствоведов во Франции представление, согласно которому чувственно-языческое искусство, исходящее из итальянского ренессанса XVI и XVII столетий, рассматривается как подлинное выражение «галльского духа». Так, например, у Анатоля Франса в «Восстании ангелов» персонаж, выражающий, по-видимому, взгляды автора, восклицает: «Они (т. е. средневековые художники) изображали только больных и калек. Любоваться подобным искусством, имея таких художников, как Тициан, Веронезе, Корреджо, Пуссен, Буше, Ватто или Фрагонар, — это подлинный садизм».
И все же средневековое искусство — хотя и по различным причинам — стало привлекать во Франции все большее число приверженцев. Виктор Гюго изображает в соборе Парижской богоматери скульптуру собора XIII столетия почти как провозвестницу буржуазной революции, как «нелегальное» искусство со скрытыми тенденциями. В одном из лиц он пытается увидеть выражение религиозного сомнения, в другом—«немого протеста».
Великим исследователем средневековой архитектуры является архитектор и историк Виолле-ле- Дюк. Ценой труда целой жизни он обмерил и зарисовал почти все средневековые здания Франции, путем раскопок он зондировал фундаменты и развил широкую пропаганду в пользу готики. Как средневековые монастыри, так и города были, разумеется, феодальными — и те и другие зиждутся на крепостном труде, т. е. на дешевом труде крепостных. И, проникнутые иерархическим делением средневекового общества, все же архитектура и искусство XII века за небольшими исключениями являются продуктом монастырского уклада только до тех пор, пока в XIII веке феодально-городская буржуазия не начинает оказывать влияние на строительство городов и на архитектуру.
Виолле-ле-Дюк в области теории формы был представителем буржуазного «материализма» и всю эволюцию искусства объяснял с точки зрения развития техники. Он объясняет, например, возникновение строительного искусства больших соборов в XIII столетии исключительно прогрессом техники сводчатых перекрытий в виде стрельчатой арки. Его технические теории, являвшиеся выражением идеологии буржуазии в период «расцвета капитализма», впоследствии нашли свое опровержение. Виолле-ле-Дюк, а вместе с ним все исследователи второй половины XIX столетия считали ребра крестового свода готических соборов опорными частями всей конструкции. Эти ребра и контрфорсы были объявлены техническими «открытиями», благодаря которым сделалась вообще возможной готическая архитектура. С тех пор, однако, берлинский ученый Галль («Готическое искусство во Франции», 1925) доказал, что контрфорсы добавлялись часто уже в конце XIII столетия в качестве второстепенной опоры, а ребра стрельчатого крестового свода неоднократно обрушивались без вреда для свода основной кладки.
Виолле-ле-Дюк причинил большой ущерб истории искусства как реставратор многих соборов и в особенности замков. Он беспощадно и наивно реставрировал не только архитектуру, но часто и скульптурные украшения соборов почти до полного их искажения.
Среди новейших исследователей средневекового искусства одним из известнейших является академик Эмиль Маль. В своих многочисленных трудах он исследовал средневековое искусство с точки зрения христианского церковного богослужения (литургии). Для Маля, который целиком находится под влиянием средневековых схоластических источников, средневековое искусство является искусством внутренних символов, искусством эмблем, которые можно разгадать при помощи схоластических духовных сочинений.
Маль полемически восстает против всякого материалистического (Виолле-ле-Дюк) и революционного (Виктор Гюго) понимания. Для него художник французского средневековья является «простым ремесленником», который послушно и скромно воплощает идеи мудрых церковных строителей.
Хотя в различных документах XII и XIII столетий и говорится о «французской нации», а в городах наблюдается зарождение буржуазного слоя общества, все же феодальная культура в качестве предшественницы национальной была равномерно распространена по всей средней и западной Европе. Пусть стрельчатая арка получила более широкое распространение в памятниках монументальной пропаганды во Франции XII столетия — этот факт, однако, мог быть использован в качестве шовинистского аргумента только тенденциозным империализмом.
Основатель экспрессионистской теории искусства, В. Воррингер представлял себе вопрос еще проще. Этот ученый, подготовляя путь немецкому фашизму, объявляет французскую готику просто северогерманским искусством. Воррингер из того обстоятельства, что южная Франция, закончившая в XII веке свой период большого строительства и принимавшая в строительном движении XIII века меньшее участие, чем северная и северо-западная Франция, делает вывод, что эти области принадлежат к наследственной территории «северной расы».
Для того, чтобы погрузиться в искусство рекомендуем пройти дистанционное обучение по этой дисциплине в онлайн-школе «Среда обучения».
Авторизоваться через: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |