1090 лет назад по нашим местам проехали послы багдадского халифа
Первые государства на территории современного Среднего Поволжья возникли во второй половине VII века. Этому процессу предшествовали события в степях Приазовья, где накапливали силу кочевые племена, объединившиеся в Хазарский каганат. И вскоре под ударом хазар оказалась Великая Болгария, простиравшаяся в те времена вдоль всего Северного Кавказа, до побережья Черного и Азовского морей.
«Отмстить неразумным хазарам»
Судьба отдельных болгарских племен сложилась по-разному. Кто-то переселился на Балканы, где влился в Дунайскую Болгарию, другие остались на прежнем месте, под властью хазар. А вот третья группа племен, так и не покорившаяся завоевателям, ушла на территорию Среднего Поволжья, где стала называться булгарами.
Смешавшись с местными жителями, они перешли на оседлый образ жизни. Вскоре в междуречье Волги и Камы появились отдельные булгарские княжества, которые, впрочем, по-прежнему испытывали на себе сильное давление со стороны Хазарского каганата, обложившего народ данью, размеры которой росли с каждым годом.
Забегая вперед, следует сказать, что булгары смогли освободиться от гнета хазар лишь благодаря вмешательству славян. В начале Х века князь киевский Олег сумел не раз «отмстить неразумным хазарам», но окончательно они были разгромлены только войском князя Святослава Игоревича. Именно он в
Только после этого Волжская Булгария получила возможность быстро развиваться. В лучшие свои годы она простиралась на севере — до Камы, на юге — до реки Самары и Самарской Луки, на западе — до Суры и Оки, и на востоке — до реки Белой. Таким образом, в
Но до этого Волжскую Булгарию раздирали междоусобные конфликты между ее отдельными родовыми кланами. И только пришедший к власти в 921 году царь Альмас поставил перед собой цель — объединить разрозненные княжества в сильное государство. Но вскоре правитель понял, что ему вряд ли удастся это сделать без поддержки какой-нибудь авторитетной религии. А поскольку в те времена булгары все еще оставались язычниками, Альмас направил своего посла в Багдад. Он просил халифа оказать помощь при введении в Волжской Булгарии ислама, как наиболее распространенной религии среди тюркоязычных народов.
Так в 921 году из Багдада на Среднюю Волгу отправилась исламская миссия, в состав которой халиф повелел включить Ахмеда Ибн Фадлана — арабского ученого, одного из самых просвещенных людей Среднего Востока того времени. Полное его имя — Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад. О нем также известно, что он состоял в должности старшего писца-чиновника при багдадском военачальнике Мухаммеде ибн Сулеймане, который в
«Переправились через Самур»
Но самым заметным произведением багдадского ученого ныне считается его трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский — «Записки»). Эта книга представляет собой обстоятельный отчет о двухлетнем путешествии багдадского посольства через Среднюю Азию и современный Казахстан в столицу волжского государства — город Булгар. «Рисале» ныне считается одним из важнейших литературных памятников всей средневековой истории Востока, поскольку здесь подробно описываются жизнь, быт, нравы и система внутреннего управления в государствах Средней Азии, Заволжья и Волго-Камского края.
Как указывает Ибн Фадлан в своей рукописи, посольство выехало из Багдада 21 июня 921 года. Путь его лежал сначала в Бухару, а затем вниз по Аму-Дарье до Хорезмского царства. Здесь послы остановились на зимовку, а далее на север они проследовали в марте 922 года. Из тех же записок следует, что с этого времени Ибн Фадлан стал фактическим руководителем всей миссии.
Примерно 20 марта посольство прибыло в страну огузов (или «гуззов»), которая располагалась на территории нынешнего Западного Казахстана. Здешние племена встретили предложение багдадцев о принятии ислама очень враждебно, и дело едва не дошло до вооруженного столкновения. Спасаясь от огузов, арабы в начале мая 922 года перебрались через реку Яик (ныне Урал), а от нее проследовали в северо-западном направлении, углубившись в бескрайние степи Заволжья. Первые государства на территории современного Среднего Поволжья возникли во второй половине VII века. Этому процессу предшествовали события в степях Приазовья, где накапливали силу кочевые племена, объединившиеся в Хазарский каганат. И вскоре под ударом хазар оказалась Великая Болгария, простиравшаяся в те времена вдоль всего Северного Кавказа, до побережья Черного и Азовского морей.
Поскольку во время своего пути Ибн Фадлан старался не пропустить ничего интересного, его подробные записи сегодня помогают нам проследить весь путь посольства. И текст его книги свидетельствует, что Фадлан стал первооткрывателем целого ряда географических объектов Самарского края.
По территории нашего региона багдадские послы проезжали во время пика весеннего половодья, когда многие степные реки вышли из своих берегов. Неудивительно, что в записках ученого уделено большое внимание этим водным преградам. О реках нынешнего Самарского Заволжья он оставил следующие записи: «Потом мы... сделали остановку у реки Джайх. Это самая большая река, которую мы видели... Затем переправились через реку Джаха, потом через Ирхиз и Бачаг, дальше через Самур, Кинал, Сух, реку Кюнджюлю, и после этого попали в ту страну, куда стремились».
Для записок из Х века это достаточно точное и подробное описание географических объектов. В самом деле, если ехать в направлении с юга на север через степи Заволжья, то мы пересечем те же самые реки — у Ибн Фадлана даже их названия созвучны с современными. Сравните: Джайх — Яик (Урал), Джаха — Чаган (приток Урала), Ирхиз — Иргиз, Бачаг — Моча (Чапаевка), Самур — Самара, Кинал — Кинель, Сух — Сок, Кюнджюлю — Кондурча. Здесь стоит повторить, что через реку Ирхиз, которая сейчас протекает в том числе и по территории Самарской области, посольство переправилось в мае 922 года.
Возможно, если бы Ибн Фадлан из Багдада в Булгар следовал не сушей на лошадях, а плыл бы на паруснике по Волге, то в его описании отмечены были бы и Жигулевские горы, и Самарская Лука. Однако волжская излучина осталась в стороне от его пути.
Конец Волжской Булгарии
Государство Булгар в книге Ибн Фадлана обозначено как «Страна славян». О царе Альмасе путешественник оставил такую запись: «Он восседал на троне, покрытом византийской парчой. В его присутствии все, мал и велик, включая его сыновей и братьев, обязаны были снимать шапки и принимать почтительную позу... Близко к царю могут стоять только князья, а четверо из них постоянно находились у него под рукой. Царь получает подать — с каждого дома шкуру соболя, обязательные подношения со всех свадебных пиршеств, десятую часть привезенных в страну товаров и столько же от добычи каждого военного отряда, даже если в его походе он и не принимал личного участия».
Как глава посольства Ибн Фадлан передал Альмасу подарки из Багдада, самыми ценными из которых были богатая восточная одежда, два зеленых знамени, вышитые золотом, и чистокровный арабский скакун. Затем он прочитал письмо от халифа, после чего, как сказано в тексте, «все посольство дружно воскликнуло: «Велик Аллах!» Булгарский царь принял подарки, письмо и сообщил всем присутствующим, что отныне Булгария признает ислам своей государственной религией и становится частью мусульманского мира.
Однако через три дня после этой церемонии Альмас вызвал к себе Ибн Фадлана и потребовал от него 4000 динаров для постройки крепости, которые якобы должен был прислать ему халиф. Этих денег у главы посольства не было, но он клятвенно пообещал царю по возвращении сразу же решить этот вопрос. По причине такой неувязки конец визита багдадского посольства в Булгар оказался скомканным.
Точное время отъезда арабов с волжских берегов установить сейчас невозможно. Из сохранившихся записок можно узнать, что весной 923 года все посольство возвратилось в Багдад. Но получил ли впоследствии Альмас те самые 4000 динаров, так и осталось неизвестным.
О дальнейшей судьбе Волжской Булгарии мы сейчас знаем в основном по сообщениям русских летописцев. В
Памятная медаль
Самарский художник и медальер Вячеслав Агафонов в последние годы работает над серией памятных знаков, посвященных древней истории нашего региона. Он уже выпустил памятные медали об известных путешественниках, оставивших нам описания Самарского края: Ахмеде Ибн Фадлане, Адаме Олеарии и Федоте Котове.
«Поскольку портреты Ахмеда Ибн Фадлана до наших дней не сохранились, — говорит Вячеслав Агафонов, — я взял за основу общее стилизованное изображение арабского вельможи X века в характерной для того времени одежде и головном уборе. На моем рисунке Ибн Фадлан, держащий под уздцы свою лошадь, осматривает самарскую страну внимательным взглядом, словно оценивая, какие слова о ней следует оставить для потомков. Мне хочется надеяться, что изготовленные мною памятные медали останутся в собраниях самарских коллекционеров».
Авторизоваться через: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |