Барокко в неоклассических интерьерах

В Самарском академическом театре оперы и балета 9 марта состоялось «открытие колонного зала» - фойе второго этажа, а по сути — презентация цикла дневных концертов, посвященных различным направлениям классической музыки.

Первый концерт из цикла «Воскресение классики» гордо именовался «Шедевры барокко» и был посвящен преимущественно произведениям западноевропейских композиторов, работавших в этом стиле. По факту же программа включала в себя не только барочные произведения, но и такие шедевры классицизма, как «Маленькая ночная серенада» Моцарта или балетная сюита «Дон Жуан» Кристофа Вилльбальда Глюка. И хотя произведения классиков содержат в себе множество барочных приемов, назвать их произведениями в стиле барокко было бы не совсем верно. Впрочем, в данном случае это не так принципиально. Гораздо важнее и значимее само проведение подобных концертов и исполнение довольно редких для Самары произведений в стенах театра.

Автором идеи проведения цикла концертов стал главный художественный руководитель и главный дирижер театра Александр Анисимов. Он же дирижировал первым концертом, параллельно исполняя партию чембало. В перерывах же худрук Оперного рассказывал об исполняемых произведениях, композиторах, авторах обработок, приводя примеры из своей богатой творческой биографии. Так, к примеру, Александр Михайлович рассказал о том, что еще будучи студентом Ленинградской консерватории пел в хоре под управлением великого британского композитора ХХ века Бенджамена Бриттена во время визита последнего в северную столицу. Первым же крупным произведением Моцарта, исполненным Анисимовым после окончания консерватории, стала опера «Свадьба Фигаро», произведение, написанное незадолго до создания «Маленькой ночной серенады», которая была исполнена вслед за рассказом.
 
Первое отделение концерта состояло из «Музыки на воде» Георга Фридриха Генделя, «Чаконы» Генри Перселла, «Дон Жуана» Кристофа Вилльбальда Глюка и двойного скрипичного концерта ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Очень торжественно и необычно для фойе театра звучали медные духовые в генделевском произведении. А вот с «Чаконой» Перселла изначально был задан слишком медленный темп, из-за чего и без того «тяжелые» басы еще больше утяжеляли перселловскую пьесу в обработке Бриттена. Напротив, очень легко и с выражением, хоть и не без изъянов, прозвучал концерт Баха для двух скрипок в исполнении молодых скрипачей Татьяны Казаковой и Дмитрия Денисова.
 
Во втором отделении звучали Моцарт и вновь Гендель, на этот раз «Музыка королевского фейерверка». «Тяжесть» ощущалась не только в произведениях Перселла, но и во время исполнения Моцарта. Утяжеляли произведения струнные, в то время как литавры и духовые во главе с валторнами, фаготами и трубами с гобоем деликатно и своевременно подчеркивали все интонации исполняемых произведений. В репертуаре Оперного пока нет ни одного спектакля эпохи барокко, и оркестру, судя по всему, стоило немалых усилий, чтобы перестроиться под симфонический репертуар, к тому же требующий особого исполнения.
 
Публика, как и ожидалось, была довольна концертом. В конце звучало привычное «браво». Впрочем, Александр Анисимов в первом отделении был вынужден напомнить слушателям, что аплодировать следует после окончания целого произведения, а не после каждой из его частей. Худрук сделал это очень деликатно, скорее намекнув публике на эту деталь. Анисимов поинтересовался, у всех ли есть программки, сославшись на то, что не видит их в руках слушателей. Поле положительного ответа дирижер напомнил, что будут исполнены еще две части скрипичного концерта Баха. Но публика не поняла Александра Михайловича, и аплодисменты раздались вновь после завершения второй части концерта. К счастью, это никак не испортило вечер, хотя и дало слушателям и Оперному пищу для размышления.
 
Александр Анисимов пообещал, что следующие концерты цикла будут не менее интересными и, возможно, помимо самих концертов будут проходить и обсуждения произведений с его участием. В следующих концертах главный дирижер театра, скорее всего, будет выступать в качестве слушателя.
 
Как указано в пресс-релизе, Самарский академический театр оперы и балета готовит «необычные композиции музыки разных эпох: старинная музыка, вокальная лирика и инструментальные ансамбли романтики XIX века, модерн и авангард нашего времени... уютная и приподнятая атмосфера фойе нашего театра, единение публики и исполнителей в изумительном акустическом пространстве: все это делает идею цикла привлекательной и для меломанов, и для широкой аудитории любителей классики, и особенно для семейной аудитории». Какой будет программа следующего концерта в колонном зале Оперного театра, пока неизвестно. В любом случае нас ждут новые впечатления: музыкальные и стилистические...
 
Автор: Армен АРУТЮНОВ
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с