В Самарском художественном музее открылась выставка, приуроченная к 20-летию официального существования Тольяттинского отделения Союза художников России. Так тольяттинские художники познакомили Самару со своими традициями.
Решение о создании в Тольятти организации Союза художников было принято еще в 1969 году, но до 1991 года тольяттинцы работали под эгидой Куйбышевского СХ. Ряды работающих в городе мастеров постоянно пополняли выпускники лучших художественных вузов страны, приезжавшие в строящийся город по направлениям. Официальное разделение Самарского и Тольяттинского отделений совершилось только в 1991 году (таким образом, юбилейная выставка немного запоздала).
Как водится, открытие началось со взаимных славословий. Председатель тольяттинского отделения Алексей Кузнецов называл представителей самарского отделения СХР отцами, а те, в свою очередь, рассказывали об успехах тольяттинцев. «Конечно, поначалу в Тольятти легче всего жилось прикладникам, - рассказывал один из ветеранов самарского СХ Юрий Филиппов. - Ведь им в первую очередь давали квартиры и позднее мастерские. Но даже тогда у Тольяттинского отделения было свое лицо». Лицо это, по словам художника, определяли глубокий психологизм и умение работать с подтекстом. Рудольф Баранов говорил о том, как вырос уровень тольяттинцев: если в первые годы «тольяттинская выставка» означала «2-3 натюрморта и несколько пейзажей», то теперь «почти на каждой картине — фигура».
Вероятно, все сказанное имело основания, но представленная самарцам экспозиция почему-то больше иллюстрировала именно техническое мастерство тольяттинцев. Приличная техника, но об открытиях, пластических или содержательных, говорить сложно. Конечно, интересные работы были. На фоне многочисленных доказательств «приверженности реалистическому искусству» (цитата из пресс-релиза) бросались в глаза символические картины Валерия Филиппова. Интересна работа с цветом и линией в темперах Рината Бикташева. Без слащавости и пафоса (увы, присутствующих в большинстве других работ подобного плана) решил религиозную тему Виталий Коршунов в работе «Праздник Пасхи». Академичны, но живы пейзажи Владимира Ротмистрова. Николай Зубков «вмонтировал» в изображения современной Астрахани призраки из прошлого — красных комиссаров, купчиху и т.д. - не слишком новаторская попытка оживить пейзаж, но все же...
Но даже в перечисленных работах, казалось, царил дух некоей осторожности, боязни «хватить через край», отойти от проторенной дорожки. Большинство же остальных полотен можно было разделить на две категории - «техника без позиции» и «позиция без техники». «Разумный компромисс» между этими двумя тенденциями являли собой скульптуры председателя Тольяттинского отделения СХР, в которых и техника, и позиция были, казалось, взяты из музея штампов советского искусства. Впечатляло мастерство некоторых представителей тольяттинской молодежи, но в содержательном наполнении работ молодое поколение было еще более осторожно, чем их старшие товарищи. Девочки в Тольятти, если судить по экспозиции, рисуют в основном себя и своих подруг, а мальчики — машинки, верстаки и т.д., и т.п.
Сложно сказать, насколько экспозиция действительно отражает уровень тольяттинского отделения или тем более общий уровень искусства в Тольятти (напомним, Союзов художников в этом городе больше, чем в Самаре). Если же опираться только на нее, то можно уверенно сказать одно - тольяттинцы действительно «верны традициям».
Авторизоваться через: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |