18

Августа

1922 — В Самаре открылась первая окружная спортивная ол...

1930 — Президиум Средневолжского крайисполкома принял ...

1972 — Куйбышевским областным судом был вынесен пригов...

1986 — Куйбышевским областным судом был вынесен пригов...

Ещё события 18 Августа

Премьера оперы-водевиля в Тольятти

26.08.2013

В Тольяттинской филармонии 25 августа состоялась премьера оперы-водевиля "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом". Режиссер-постановщик Антон Гопко (Тольятти - Лион/Франция) обратился к малоизвестному произведению, над которым трудились три крупнейших деятеля Золотого века русской культуры.

Музыку к водевилю написал Алексей Верстовский, а либретто — Александр Грибоедов и Петр Вяземский, причем Грибоедов сочинял диалоги, а Вяземский — тексты песен. Как признался режиссер, он давно искал случая, чтобы поставить это своеобразное произведение. И в глубине души помышлял о некой реставрации любопытного музейного экспоната. Талантливо сработанного, сделанного знаменитыми деятелями русской культуры, но все же экспоната. Но когда начали работать, то оказалось, что источник не нуждается ни в какой скидке — ни на эпоху, ни на жанр. Произведение о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о кризисе традиционной семьи оказалось абсолютно живым и полнокровным.

«Это сочинение, конечно, не такое масштабное, как „Горе от ума“, но оно сделано уже сложившимся художником, — рассказывает Антон Гопко. — И единственная причина того, почему мы с ним мало знакомы, — в том, что, при всей кажущейся пустячности, его невероятно сложно ставить. Часть партий написана для драматических актеров, и есть партии, написанные для профессиональных оперных певцов, причем довольно сильных».

Например, роль Рославлева-старшего писалась специально для выдающегося тенора Петра Булахова — отца известного композитора. В данном случае эту партию исполнил Антон Филинов — студент тольяттинского музыкального училища. И конечно, по словам режиссера, в процессе работы были колоссальные технические, вокальные сложности, но упорство Антона, желание не просто спеть, а создать сценический образ очень помогли.

И все же основная сложность постановки заключалось в том, что это не совсем опера и не совсем драматический спектакль. «Новая опера-водевиль» — так обозначили жанр произведения его авторы. Для того чтобы объединить в одно целое две «не смешивающиеся жидкости»- драматическую и оперную, — режиссер-постановщик сделал необычный стилистический ход и добавил ко всему прочему аранжировку для оркестра русских народных инструментов.

«Оркестр народных инструментов Тольяттинской филармонии мгновенно схватывает настроение, не просто аккомпанирует, а чувствует характер, атмосферу ситуации. Я в Интернете нашел фрагменты оперы, когда их прекрасно исполняют как романсы, — говорит режиссер, — но в пьесе-то у героя в этот самый момент окончательно „сносит крышу“, и понятно, что оркестр тут играет не как в концертах, а по-другому. И мне кажется, наша аранжировка оказалась таким спасательным трюком, который нас органично привел к заветной художественной целостности спектакля».

Если уж продолжать говорить о трудностях, то ко всему вышеперечисленному добавляются предельно сжатые сроки. На постановку было выделено три недели. Но актеров утешало только то, что мировая премьера в Большом театре в 1825 г. была подготовлена за две недели.

«Нас это подстегивало, — говорит Антон Гопко, — там были, конечно, другие ресурсы, другая стилистика и другие требования к актерскому мастерству. Например, исполнитель роли пана Чижевского до такой степени был не готов, что суфлер за него не только говорил, но и пел. Что не помешало успеху спектакля».

В Тольятти и пели, и говорили без помощи суфлера. И если на генеральном прогоне еще чувствовались некоторые шероховатости, то в день премьеры все прошло гладко.

Автор: Татьяна Богомолова
26.08.2013
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: